«Конференция выполняет важную функцию междисциплинарного диалога в науке и образовании»

До начала Санкт-Петербургской конференции по неравенству и многообразию осталась неделя. Мы поговорили с Анной Декальчук, деканом Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения, о том, как конференция встраивается в миссию факультета и университета, в целом, и в чем польза участия в ней для студентов Вышки.

Из архива Анны Декальчук

Из архива Анны Декальчук

С программой IDC - 2021 можно ознакомиться по ссылке. Слушатели могут получить сертификат участника: для этого необходимо зарегистрироваться и посетить не менее трех мероприятий.

– Анна Андреевна, главная «фишка» конференции – междисциплинарность. Насколько она важна для Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения?

– С момента возникновения Школы социальных наук и востоковедения одной из главных задач  является создание на факультете общего научного и образовательного пространства. Факультет ведь очень разно- и многообразный, он объединяет четыре большие направления: востоковедение, государственное и муниципальное управление, политологию и социологию. Когда под одной крышей живут разные исследовательские и преподавательские команды, правильно время от времени смотреть друг на друга внимательнее, с исследовательской искрой в глазах, потому что это позволяет увидеть неожиданные точки соприкосновения и общие научные повестки, лежащие на пересечении дисциплинарных полей, в границах которых мы привыкли себя мыслить. В этом смысле конференция выполняет важную функцию междисциплинарного диалога в науке и образовании. И у исследователей, и у студентов появляется возможность послушать экспертов из других областей, узнать для себя что-то новое или посмотреть на привычный предмет исследования под другим углом.

– В этом году важным сюжетом IDC – 2021 станет третья миссия университетов, их роль в развитии городских и региональных пространств. Как бы Вы охарактеризовали значимость этой темы для факультета?

– Очевидно, что факультет, объединяющий представителей социальных наук и востоковедения, активно вовлечен в реализацию третьей миссии университета. Довольно большое количество научных сотрудников, преподавателей и, главное, студентов факультета занимаются практической деятельностью, проектами, направленными на развитие сообществ, городов и регионов. И, конечно, мы уделяем большое внимание диалогу между представителями академии и практиками. Конференция является одним из механизмов выстраивания не только междисциплинарного диалога между исследователями, но и диалога между исследовательским сообществом и практиками. Все это, несомненно, работает на реализацию третьей миссии.

– Какие темы конференции этого года наиболее интересны лично Вам?

– Учитывая мою нынешнюю позицию, прежде всего, меня интересуют вопросы, с одной стороны, образования, а, с другой, онлайн-коммуникации. Конечно, меня также интересуют исследования в области европейской интеграции – 13 ноября я буду модерировать секцию по этой тематике.

– Каковы Ваши ожидания от дистанционного формата конференции?

– Не секрет, что длительная эпидемия, в условиях которой мы живет, привела к возникновению такого феномена, как online fatigue, усталость от онлайна, мы это прекрасно понимаем. С другой стороны, в нынешних условиях резкого роста заболеваемости проведение конференции в виртуальном пространстве с отдельными гибридными мероприятиями представляется мне оптимальным и правильным решением. Кроме того, это позволяет подключить к участию в Конференции более широкий круг коллег, некоторые из которых по тем или иным причинам (например, из-за ноябрьской погоды в Петербурге, шучу) не смогли бы приехать в Петербург на очную конференцию.

– Будет ли это мероприятие полезно студентам?

Я согласна с тем, о чем ранее уже говорил Андрей Стародубцев. Но также я хотела бы отметить важную вещь, связанную с проектным поворотом в Вышке и вовлечением студентов в различные исследовательские и прикладные проекты. Участвуя в конференции, студенты смогут посмотреть на работы коллег, в том числе, из других дисциплинарных областей и, возможно, выбрать темы проектов за пределами своих образовательных программ. По-моему, это абсолютно классно. Часто студенты даже не догадываются о том, что есть чудесные пересечения их исследовательских интересов и интересов сотрудников, работающих в других подразделениях факультета, кампуса и университета, в целом.