Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190068 г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.123, каб. 322
8 (812) 644-59-11 *61289
Попов А. В., Симония А. И., Астафьева Е. М. и др.
Вып. 2. М.: Институт востоковедения РАН, 2023.
Азия и Африка сегодня. 2025. № 1. С. 5-13.
In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.
В качестве докладчиков выступили заведующая кафедрой международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки С.В.Кривохиж, доцент кафедры международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки Е.Д.Соболева, академической руководитель ОП «Международные отношения» А.С.Пятачкова и младший научный сотрудник ЦКЕМИ А.Д.Янькова. В роли дискуссантов в мероприятии приняли участие директор ЦКЕМИ В.Б.Кашин и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО И.Ю.Зуенко.
Доклад Елены Соболевой и Светланы Кривохиж был посвящен различным каналам и платформам, с помощью которых КНР распространяет стратегические нарративы о международных отношениях среди иностранной аудитории. Во-первых, к таким платформам можно отнести многоуровневую систему СМИ, которые отличаются по своему географическому охвату, целевой аудитории, тематикам, степени контроля со стороны КПК и форматам, в рамках которых представляются китайские идеи. Еще один важный канал – это социальные сети. Исследователи отмечают, что в последние годы как китайские дипломатические представители, так и партийные и государственные СМИ активно ведут аккаунты в социальных медиа для распространения важной для КНР повестки. Не менее интенсивно Пекин ведет работу по популяризации своих идей в рамках международных организаций как через включение своих концепций в официальные документы этих организаций, так и через контроль над инфраструктурой. Второе достигается за счет выдвижения представителей КНР на руководящие посты в глобальных и региональных организациях. Кроме этого, за последние 30 лет Китай сам создал около 20 международных институтов разного формата. Наконец, другой важный канал связан с производством научного знания. Так, создание мозговых центров и развитие их сотрудничества с иностранными коллегами тоже служит распространению китайских концептов.
В выступлении Анастасии Пятачковой основной акцент был сделан на роли академического сообщества в создании и обсуждении китайских внешнеполитических концепций, а также была произведена попытка измерения дискурсивной силы КНР на основе китайских документов. В частности, было выявлено, что в основном китайские идеи появляются в совместных документах со странами мирового большинства, при этом Россия принимает в этом процессе активное участие. Всего в 2023 г. на основании данных с сайта МИД КНР можно отметить не менее 30 стран, которые замечены в использовании китайских концепций в совместных заявлениях (Камбоджа, Лаос, Чили, Эфиопия и др.). В продолжение темы Александра Янькова представила анализ инструментов продвижения китайских идей в сфере кибербезопасности (в частности, в докладе рассматривался Цифровой Шелковый путь, а также более адресные форматы – например, Учжэньский саммит).