• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Информационно-аналитический бюллетень «Россия и Юго-Восточная Азия в эпоху трансформации миропорядка»

Попов А. В., Симония А. И., Астафьева Е. М. и др.

Вып. 2. М.: Институт востоковедения РАН, 2023.

Глава в книге
The EU and China: how do they fit in Central Asia?

Krivokhizh S., Soboleva E.

In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.

Эксперты обсудили искусственный интеллект в востоковедении

30 января 2024 года прошел Круглый стол «Искусственный интеллект и современное востоковедное образование», организованный совместно Институтом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и ФГБУ Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.

Эксперты обсудили искусственный интеллект в востоковедении

Президентская библиотека

В мероприятии приняли участие представители ведущих образовательных и научных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы. Главной темой дискуссии стали возможные пути использования технологий ИИ для развития востоковедных и шире гуманитарных образовательных программ и дополнения возможностей естественного интеллекта. Круглый стол открыла директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анна Тышецкая.

Директор Института востоковедения и африканистики Евгений Зеленев подчеркнул, что современное востоковедение и тесно связанная с ним африканистика по своей методологии имеют глобальный характер, рассматривая страны и регионы Востока в контексте общемирового развития. Искусственный интеллект - это также глобальное явление. Поэтому востоковедение и африканистика рассматривают методы и средства ИИ как важное и необходимое условие своего развития.

Заведующий Лабораторией цифровой трансформации Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов представил пленарный доклад о возможностях применения ИИ в гуманитарной сфере.

Карлов Иван Александрович

Иван Карлов

Заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ

«Аналитический ИИ в образовании предоставляет множество возможностей для улучшения процессов обучения, управления учебными данными и предоставления персонализированного образования. В исследованиях возможно применение ИИ для редактирования текстов в нужном стиле, анализа и обобщения текстов, генерации компьютерного кода по описанию, транскрипции текста, разметки данных, проведения разного рода сравнительных исследований. Технологии ИИ в обучении уже можно использовать для генерации идей «с чистого листа», создания учебных материалов, проверки письменных заданий и подготовки презентаций и учебников».

Директор департамента по научно-просветительской работе Президентской библиотеки Игорь Солонько отметил, что есть целый ряд проблемных вопросов, связанных с внедрением технологий ИИ, однако уже существуют примеры их успешного применения в гуманитарном научном и образовательном процессе, такие как распознавание трудночитаемых рукописей и перевод их в удобно читаемый цифровой формат.

Стрижак Ульяна Петровна

Ульяна Стрижак

Академический руководитель ОП «Востоковедение», факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (Москва)

«Обучение специфике задач языковых данных, формирование у студентов умений делать грамотные запросы в процессе общения с искусственным интеллектом и формулировать технические задания для разработчиков моделей (навыки prompt engineering) должны постепенно становиться обязательной частью подготовки современного востоковеда. В качестве потенциальных точек внедрения технологий искусственного интеллекта в систему подготовки востоковеда также видится знакомство студентов с опытом разработки больших языковых моделей, обучение навыкам экспертной оценки на примере сгенерированных текстов (например, оценивание сгенерированного эссе с точки зрения структуры, аргументации, логичности изложений, достоверности полученных результатов) и т.д.»

Оживленная дискуссия возникла по вопросу того, насколько повсеместное использование ИИ окажет влияние на естественный интеллект, станет ли он причиной того, что какие-то наши способности и навыки утратятся и насколько это критично.

Участники Круглого стола обратили особое внимание на то, что ИИ обучен на специфическом корпусе данных и может транслировать господствующие идеи и стереотипы из этого корпуса, и это нужно учитывать при работе с ним.

Модератором Круглого стола выступила заместитель директора Института востоковедения и африканистики Мария Солощева, которая в своем вступительном слове анонсировала поворот востоковедного проекта НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург в направлении освоения методик использования современных платформ ИИ в образовательном и научном процессах. Она подчеркнула, что речь идет как о зарубежных (западных и китайских), так и об отечественных программных продуктах. В заключительном слове Мария Алексеевна предложила участникам Круглого стола разработать тематический план проведения серии научных мероприятий, посвящённых различным аспектам применения ИИ в востоковедении и африканистике.