• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices

Arynov Z., Bossuyt F., Davletova N. et al.

Abingdon: Routledge, 2024.

Глава в книге
The EU and China: how do they fit in Central Asia?

Krivokhizh S., Soboleva E.

In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Abingdon: Routledge, 2024. Ch. 6.

Старший преподаватель кафедры Наталья Филиппова выступила на XXIII Международной конференции молодых ученых «Векторы»

Старший преподаватель кафедры Наталья Филиппова выступила на XXIII Международной конференции молодых ученых «Векторы»

© Наталья Филиппова

12 апреля 2025 года старший преподаватель кафедры международных отношений и политических процессов в Азии и Африке Наталья Филиппова выступила на XXIII Международной конференции молодых ученых «Векторы», проходившей в Москве. В рамках секции «Границы идентичностей и национализмы» она представила доклад на тему: «Искусство, протест, изгнание: идентичность палестинских христиан».

В своем выступлении Наталья Ивановна рассмотрела, каким образом палестинские христианские художники и режиссеры участвуют в формировании и трансформации коллективной идентичности через визуальное искусство. Доклад опирался на обширный анализ произведений таких авторов, как Слиман Мансур, Камаль Буллата, Стив Сабелла, Элиа Сулейман, Ханна Муслех и Дор Гуэз. Особое внимание было уделено темам изгнания, маргинализации, национальной принадлежности, а также символам сопротивления в палестинской культуре.

Доклад раскрывал феномен двойной идентичности палестинских христиан — как части палестинского народа и как религиозного меньшинства. Наталья Ивановна показала, что несмотря на давление со стороны, исламизацию палестинского общества и эмиграцию, палестинские христиане продолжают активно участвовать в национальном нарративе, используя искусство как способ сохранения памяти и сопротивления. Художественные образы, такие как кактус, ключ, женщина в традиционном платье или святые в национальных одеждах, становятся не только эстетическим, но и политическим выражением идентичности.

Также были затронуты вопросы взаимодействия между мусульманским и христианским населением, а также роль субидентичностей в контексте длительных конфликтов и вынужденной диаспоры. Особое место в докладе заняли проекты «Христианский палестинский архив» Дора Гуэза и «Elsewhere» Стива Сабеллы как примеры художественного архивирования и визуальной реконструкции утраченного культурного опыта.

Важной частью доклада стало рассмотрение истории развития христианства в Палестине - от раннехристианских общин и Византии до современных вызовов, включая эмиграцию и изоляцию. Особое внимание было уделено влиянию исторических событий на самоощущение и культурную репрезентацию палестинских христиан.

Наталья Ивановна выделила также два ключевых направления в палестинском искусстве, которые стали визуальным языком борьбы и идентичности:

  • Хуруфийя — художественное течение, использующее элементы арабской каллиграфии как символ панарабской и исламской культуры, в том числе в работах Камаля Булатты;
  • Сумуд (устойчивость, стойкость) — центральный мотив в изобразительном искусстве, особенно в картинах Слимана Мансура, где символы земли, деревьев, женского начала и Иерусалима выражают идею сопротивления и укоренённости.

 

Доклад вызвал активное обсуждение среди участников секции и получил высокую оценку за междисциплинарный подход, сочетающий политологию, визуальные исследования и теорию идентичности.