• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

26 июня 2024 г. состоялся совместный семинар Лаборатории критической теории культуры и Кафедры философии по теме «Трещина в Абсолюте: спор об утопии в критической теории»

Семинар «Трещина в Абсолюте: спор об утопии в критической теории» был посвящен обсуждению вопроса о статусе утопии и характере утопического мышления в немецкой критической теории и, шире, в диалектической философской традиции. Докладчиками выступили Антон Сергеевич Сюткин - научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры НИУ ВШЭ – СПб; Европейского университета СПб и Артём Сергеевич Серебряков – стажер-исследователь Лаборатории критической теории культуры. 

Так, уже у Томаса Мора понятие утопии было внутренне противоречивым и побуждало ставить вопрос о проблеме репрезентации утопического, о соотнесённости утопии с идеей блага и образами благой и справедливой жизни. В современном диалектико-материалистическом понимании утопии можно выделить два больших этапа. В первой половине ХХ века доминирует представление о возможности осуществить спланированный революционный прыжок в утопическое царство свободы. Это представление разделяют противоположные друг другу проекты материалистической диалектики Фридриха Энгельса и Дьердя Лукача. Во второй половине ХХ века после того, как революционное преобразование реальности срывается в террор, происходит фундаментальная смена настроения. Показательным здесь являются дебаты об утопии, которые состоялись между Эрнстом Блохом и Теодором Адорно в 1964 году. Если первый выступает апологетом работы утопического воображения, следования за дневными грёзами о наилучшем, то Адорно, напротив, считает недопустимым репрезентацию утопического
во имя спасения последнего от овеществления. Адорнианский запрет на создание образов утопии позволяет спасти марксистскую мысль от срыва к репрессивной тотальности и идеалистическому мистицизму, однако приводит к параличу утопического воображения и грозит обернуться деполитизированным эстетизмом. Какая же из этих двух стратегий предпочтительна и не является ли выбор одной из них ложным выбором? Кого можно считать продолжателями идей Блоха и Адорно на новом историческом этапе, и удаётся ли этим мыслителям преодолеть
обозначенную дихотомию? И как вообще должны соотноситься утопическое мышление, выдвигающее суждения о принципах возможного преобразования действительности, и утопическое воображение, производящее образы лучшей жизни. Эти и другие вопросы стали предметом широкой дискуссии участников семинара.