• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся десятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

16 декабря, в ходе десятого семинара «Магия, астрология и наука в русском модернизме» Светлана Демидова выступила с докладом на тему «Об астрологии в романе Томаса Манна "Доктор Фаустус"».

Состоялся десятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

В XXII главе «Доктора Фаустуса», когда Леверкюн излагает Цейтблому свои взгляды на композицию, появляется любопытное выражение “Konstellation”, примененное к взаиморасположению аккордов. Астрологические коннотации этого слова не остаются не замеченными Цейтбломом, и, таким образом, в тексте устанавливается связь между техникой композиции Леверкюна и верой в звёзды и числа. Рупрехт Виммер в комментарии к роману указывает на то, что этот пассаж восходит к фрагменту из «Философии новой музыки» Теодора Адорно, где он говорит о близости двенадцатитоновой техники к суеверию. В своем сообщении докладчица с опорой на письма и эссеистику Арнольда Шёнберга отметила ещё несколько моментов, показывающих, что музыка и астрология были тесно связаны для представителей Новой Венской школы.

Одной из предпосылок заинтересованности Шёнберга в астрологии стало многолетнее знакомство с Оскаром Адлером, автором книги “Astrologie als Geheimwissenschaft. Das Testament der Astrologie”. Рекомендуя Адлера в одном из своих писем, Шёнберг подчеркивает «чисто научный» характер астрологии, сопоставляя эту область эту знания с историей. В более раннем письме 1923 года Василию Кандинскому Шёнберг выражает свою уверенность в том, что исторические процессы «записаны в звёздах» и зависят от высших сил. Докладчица представила цитаты, позволяющие заключить, что эти идеи сходны с представлениями Шёнберга о композиции, выраженные в его полемическом эссе “Hauer’s theories” (1923), в котором композитор выстраивает параллель между законами космоса и законами человеческого разума, а, как следствие, и музыки. Для Шёнберга понятие «закона» оказывается центральным в теории двенадцатитоновой композиции, и здесь можно наблюдать возвращение к платонической идее “nomos”, одновременно обозначающей как закон, так и мелодию. В качестве последнего пункта в докладе был проведен краткий обзор интеллектуального контекста, актуального для Шёнберга и способствовавшего возникновению у него интереса к оккультизму и астрологии, в том числе, работы музыкального теоретика Ханса Кайзера.