Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

Состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме»

17 мая состоялся пятый семинар «Магия, астрология и наука в русском модернизме», в ходе которого Мария Фесенко выступила с докладом на тему «„Александрийский период и мы“: эллинизм в историческом воображении русских модернистов». С опорой на предпосылку, что исторический процесс осмыслялся на рубеже веков иным образом нежели сегодня и любая эпоха определенным образом связывалась с современностью, в докладе были указаны источники представлений русских модернистов об александрийском периоде как о начале современной истории.

Александрийская культура как источник оптимистического стремления к познанию подвергается критике в «Рождении трагедии» Ницше, а её проводником в современность становится Ренессанс. Представления русских модернистов об александрийском периоде также формируются под влиянием работы Ионна Густава Дройзена «История эллинизма», который впервые употребляет термин «эллинизм» в современном значении. Александрийский период в этом тексте приобретает черты современности — космополитизм, рационализм и отказ от религиозности. Последним фактором, который был отмечен в связи с этой проблемой в докладе, является поворот в немецком антиковедении конца 19 — начала 20 веков, в ходе которого исследовательский интерес сместился к изучению религиозной жизни греков, их культурных контактов с Востоком и феноменов вроде астрологии, фольклора и эзотерических учений, а также к сравнительному изучению религий.