• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участница научно-учебной группы выступила на Третьей студенческой конференции филологов и лингвиcтов НИУ ВШЭ СПб

Участница научно-учебной группы выступила на Третьей студенческой конференции филологов и лингвиcтов НИУ ВШЭ СПб

26-27 апреля состоялась Третья студенческая конференция филологов и лингвистов НИУ ВШЭ СПб, в рамках которой участница научно-учебной группы Светлана Демидова выступила с докладом на тему «Солнце «Мистерии» и солнце Скрябина: мотивы русского символизма в конструировании биографии А. Н. Скрябина». 

Начиная свою первую книгу, посвященную фигуре А. Н. Скрябина, Л. Л. Сабанеев отмечает: «Творческий путь Скрябина, — отражение его духовной жизни. Он составляет его духовную биографию более существенную, более исчерпывающую, чем самая подробная биография фактов» [Скрябин, 1916]. В 1925 году Сабанеев, публикуя «Воспоминания о Скрябине», тем не менее, в предисловии акцентирует свое внимание на «фактическом материале», видя необходимость в разоблачении мифологизирующей традиции панегирического описания композитора. Сабанеев ставит своей задачей непредвзятое описание личности Скрябина со всеми её недостатками, что контрастирует с замыслом работы 1916 года, представлявшей творческую эволюцию Скрябина как «орфеический путь теурга». Данная ситуация представляется интересным случаем принципиально разной концептуализации биографического субъекта у одного автора на аналогичном историческом материале.

Мифологизация Скрябина в культурной среде на рубеже веков была тесно сопряжена с его творческими исканиями, находящимися в плоскости современного мистицизма. Соотнесенность творчества композитора с магистральными идеями русского символизма привлекала к его личности внимание литературных деятелей, которые сформировали в своих текстах, посвященных роли Скрябина, основные аспекты его мифа. В работах Сабанеева прослеживаются или прямо цитируются центральные мотивы текстов Вяч. Иванова, К. Бальмонта и Осипа Мандельштама, однако, в соответствии с разной прагматикой «Скрябина» и «Воспоминаний о Скрябине» Сабанеев по-разному использует их для конструирования образа композитора. Характерным примером в данном случае является трансформация мотива солнца, который в тексте «Скрябина» возникает как метафора идеи «Мистерии», в то время как в «Воспоминаниях» атрибутирован непосредственно Скрябину, в чем можно уследить влияние доклада Мандельштама <Скрябин и христианство> и музыкальной критики. С опорой на статью Ю. М. Лотмана «Литературная биография в историко-культурном контексте» и теорию «новой биографии» Леона Эделя, в докладе было освещено, какую роль играет преломление символистских мотивов в оппозиции изображения Скрябина как художника и Скрябина как «яркой, незаурядной личности», представленной в работах Сабанеева.