• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники научно-учебной группы выступили на Международной конференции СПбГУ

22-23 марта прошла Международная конференция СПбГУ «Искусство на границе с наукой, наука на границе с искусством в русской культуре XVIII–XX веков», на которой участники научно-учебной группы представили результаты своей работы. В первый день конференции Илона Светликова, Мария Фесенко и Никита Калиновский выступили с докладом на тему «”Глупое знание древности” и “новая наука”: комментарий к В.В. Розанову», во второй день Варвара Кукушкина, Илона Светликова и Павел Юшин представили доклад «Страх перед звездами в начале ХХ века: научные контексты "звездного ужаса"».

Первый коллективный доклад «”Глупое знание древности” и “новая наука”: комментарий к В.В. Розанову» был посвящен отношениям между астрономией, астрологией и позитивизмом во второй половине XIX - начале XX вв. Отталкиваясь от фрагмента из "Апокалипсиса нашего времени" (1918) Розанова, докладчики указали на два аспекта развития этих отношений. Один из них связан с той ролью, которую астрономия играла в позитивизме: согласно Огюсту Конту, именно в астрономии начался переход к наиболее совершенной, "позитивной" стадии развития человечества. В ней также лучше всего воплотилась способность к "рациональному предвидению", которая стала для Конта критерием научности. Таким образом, на рубеже веков, на астрономию могли смотреть как на выражение позитивистского духа, а на позитивизм как нечто реализовавшееся в астрономии. Второй аспект связан с возникающим в тексте Розанова сближением астрономии и астрологии. Это сближение, по-видимому, восходит к Конту, который считал, что астрология способствовала постепенному внедрению идеи закона и отказу от представлений о власти индивидуальной воли. Кроме того, позитивизм — с подачи самого Конта — нередко напрямую сравнивали с астрологией. Подобное сравнение можно найти у историка Фридриха фон Бецольда и востоковеда Отто Франке: в обоих случаях отправной точкой стало то, что и астрология и позитивизм объясняют исторические события действием определенных законов.

Второй коллективный доклад «Страх перед звездами в начале ХХ века: научные контексты "звездного ужаса"» был построен вокруг двух текстов Андрея Белого, в которых запечатлелась богатая историческими смыслами разновидность отторжения от картины мира Нового времени. Страх перед звездами и обезьянами в статье 1905 г. «Сфинкс» рассматривался в контексте взаимоотношений астрономии и дарвиновской теории эволюции. Характерная для второй половины XIX в. склонность переносить эволюционные идеи на материал астрономии способствовала разрушению образа неподвижной и не подверженной изменениям вселенной, а её эмблемой стало представление о «борьбе за существование на небе». Некоторые фрагменты из «Симфонии, 2-ой драматической» (1902) позволяют уточнить мотивировки страха перед звездами. Помимо традиционных апокалиптических ожиданий, в контекст выражения «звездный ужас» входят релевантные для Белого психиатрические источники, анализировавшие фобии и болезненные страхи. «Астрафобия», впервые описанная американским врачом Джорджем Бирдом в качестве симптома неврастении, со временем подверглась ожидаемому переосмыслению: страх перед молниями превратился в страх перед небесными явлениями вообще.