Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 194100 Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, д. 3, корп. 1, лит. А, каб. 316, 317
Департамент математики естественным образом влился в структуру факультета Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук, поддерживая и развивая традиции последнего в направлении обеспечения фундаментальных аспектов знания и научных исследований. Целью департамента является обеспечение преподавания математических дисциплин для всех специальностей НИУ ВШЭ на уровне лучших мировых стандартов, активное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области математики, ее приложений и инструментальных средств и методов.
Рунев Е. В.
М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2022.
Кузютин Д. В., Смирнова Н. В., Тантлевский И. Р.
Математическая теория игр и ее приложения. 2024. Т. 16. № 1. С. 61-77.
In bk.: Third International Conference, MSBC 2024, Almaty, Kazakhstan, September 18–20, 2024, Proceedings. Modeling and Simulation of Social-Behavioral Phenomena in Creative Societies. CCIS, volume 2211. Cham: Springer, 2024. Ch. 6. P. 70-84.
Korotyaev E., Леонова Е. О.
Statistical mechanics. arXie. arXive, 2022
«Алексей Рафаилович, расскажите, пожалуйста, о Ваших ближайших планах в научной, исследовательской и преподавательской деятельности на этот год».
А.Р. Минабутдинов:
«Основной задачей на этот год я считаю для себя подготовку текста кандидатской диссертации по эргодической теории под руководством А.М. Вершика. Эргодическая теория использует статистические методы для исследования детерминированных процессов. У нее существует множество приложений от статистической физики и вероятностной теории чисел до транспортного моделирования и исследований динамики паутинообразных моделей в экономике. Некоторые приложения я рассказываю магистрам в рамках курса "Математическая экономика". Кроме того, вместе с соавторами Максимом Буевым и Ильей Манаевым планирую опубликовать наши результаты в области вычислительных методов в финансовой математике. Максим, работая вице-президентом RBS (Royal Bank of Scotland) (сейчас он декан факультета экономики ЕУСПб), рассказал про интересную задачу, с которой сталкиваются FX-кванты (Прим.: сленг от quantitative researcher). Проблема заключалась в том, что оценка матрицы ковариаций, которая использовалась в финансовых моделях, оказывалась неположительно полуопределенной, что приводило к их неправильной работе, а на практике, к прямым убыткам банка. Используя сравнительно несложный математический аппарат (в общем-то, доступный даже студентам старших курсов), нам удалось решить целый ряд задач такого типа. Наконец, планирую вместе с профессором Кириллом Юрьевичем Борисовым опубликовать наши результаты по теории экономического роста. Что касается области преподавания, то мне бы хотелось получить опыт создания on-line курса и в будущем учебном году сделать часть материалов для курса "Математическая экономика" доступной для студентов также и в электронном виде».
«Дмитрий Александрович, Вы готовитесь к участию в стажировке в зарубежном исследовательском центре. Расскажите подробнее об этой подготовке».
Д.А. Майничев:
«Этот процесс, безусловно, требует активной научной и организационной работы. Сейчас как раз ведутся переговоры о научной программе, сроках, условиях. Многое остается неизвестным и в связи с ростом курса евро, и в связи с общей напряжённостью. Естественно, рассматриваются разные варианты, поэтому до результатов не могу конкретизировать общее положение дел. Надеюсь, что все сложится благополучно, и мне удастся добиться столь желаемой стажировки. Рассматриваются, в основном, научные центры Германии – страны, в которой наука имеет очень долгую историю успешного развития и взаимных контактов (вспомним хотя бы, что туда из Петербурга ездил Ломоносов, а к нам уехал Эйлер). Главное, конечно же, не в том, чтобы съездить куда-то, а в том, чтобы привезти назад современные подходы, идеи, концепты. Только в этом случае можно будет считать стажировку успешной».
«Расскажите немного и о Ваших планах в преподавательской деятельности»
Д.А. Майничев:
"В данный момент я готовлю материалы, целью которых является привлечение студентов НИУ ВШЭ (в основном, образовательной программы «Социология») к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, имеющей итогом публикацию их законченного исследования в области статистического анализа социально-демографических характеристик. Планируется подготовить публикации на английском языке, журналы будут подбираться в соответствии с тематикой исследований. Также в области преподавания я планирую переосмыслить полученный опыт, чтобы сделать следующий курс более «персональным», ориентированным на способности каждого студента. Например, в ходе курса «Прикладного программного обеспечения» мои студенты-социологи не только познакомились с современными тенденциями в мире ПО, но и приобрели навыки работы с данными. Нами также была сделана попытка перевести знания из теоретической плоскости, когда решаются модельные задачи в модельных условиях, в плоскость практическую, когда брались реальные данные о социально-демографической ситуации в России (например, с сайта Федеральной службы статистики http://gsk.ru ) и анализировались с помощью изучаемых информационных технологий анализа и представления данных. На этом работа не заканчивалась, так как после этого студенты должны были полученные результаты представить в форме научного доклада (с указанием актуальности выбранной темы, характеризации источника, описанием результатов и указанием выводов). Так как поощрялся самостоятельный выбор темы, интересной самим студентам, то специально заставлять заниматься исследовательской работой никого не пришлось, ведь интересное не нужно заставлять делать, ты делаешь это сам. В планах стоит развитие проделанной работы, конечно, тут многое зависит и от самих студентов, но я уверен, что имеющийся задел при совместных усилиях для некоторых исследований можно перевести в черновик научной статьи. Дальше уже дело будущего, много зависит от конкретики, в какой журнал можно отправить результат».