• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Constitutional and Legal Principles of Regulation of Public Relations"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Ливеровский Алексей Алексеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.04.01. «Юриспруденция» (магистратура). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны знать - правовую и социальную природу конституционализма, сущность конституционного регулирования, систему конституционного законодательства Российской Федерации, основы конституционного строя Российской Федерации, как систему конституционных принципов, конституционное содержание процедур принятия решений в органах государственной власти России, конституционное содержание решений органов конституционной юстиции, особенности конституционного судопроизводства. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам конституционного развития государства, анализировать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации для выявления его правовых позиций, проводить конституционный анализ юридических документов и вырабатывать собственную позицию о их конституционности. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы по конституционному анализу нормативных правовых актов, судебных решений и научной литературы, формулирования и отстаивания своих правовых позиций в научных дискуссиях и в судебных заседаниях, составления письменных юридических заключений и отзывов на научные публикации и нормативные правовые акты. При реализации данной учебной дисциплины используются ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, контролируемая дискуссия по теоретическим и практическим вопросам соответствующей темы, тематические дискуссии с участием ученых правоведов. Методы проведения семинарских занятий: дискуссии, решение задач, рассмотрение казусов, доклады по темам, презентации сообщений по проведенным дискуссиям и прореферированным научным работам. Для успешного прохождения аттестации по дисциплине студент должен изучить основную литературу, перечень которой содержится в данной программе. Дополнительная литература изучается студентом для углубленного освоения отдельных тем. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Углубление знаний студентов по определенным темам, обсуждение актуальных научных и практических проблем, а также отработка умений и навыков работы с нормативными актами и правоприменительными актами. Задания для семинарских заданий может выставляться в LMS. При подготовке к контрольной работе студенту следует ознакомиться с правилами ее выполнения и оценивания результатов. Задания на экзамен формулируются преподавателем в пределах программы данной учебной дисциплины с учетом навыков и умений, Семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Их целью является приобретению которых уделялось внимание во время семинарских занятий. При подготовке к экзамену студенту следует ознакомиться с правилами его проведения и оценивания результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование комплексного междисциплинарного подхода к постановке и изучению проблем конституционализма и конституционного права с привлечением современных научных представлений философии, теории права, социологии, конфликтологии и математики
  • освоение рациональной методологии моделирования конституционных объектов и процедур
  • формирование конституционного правопонимания и правосознания на основе современных доктринальных воззрений о конституционализме
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает происхождение права, знает и может оперировать, при анализе правового материала, основными типами научных методологий.
  • Знает рациональную модель регулирования общественных отношений и ее идеологическую основу.
  • Знает и понимает гуманистические смыслы права.
  • Знает основные понятия и термины теории права и государства в разрезе их конституционального содержания.
  • Понимает правовую связь регулирования общественных отношений с устоявшейся в обществе системой социальных ценностей.
  • Знает и понимает роль естественных истоков происхождения идей конституционализма в традиционных сообществах.
  • Знает содержание ветхозаветных мифов, имеющих познавательное значение для понимания происхождения конституциональных моделей правового регулирования общественных отношений.
  • Знает и понимает истоки возникновения русской конституциональной культуры.
  • Имеет представление о государственном устройстве Новгородской республики исходящем из специфической конституциональной культуры новгородцев.
  • Может обосновать правое содержание дихотомии конституционного и законодательного режимов.
  • Освоил понимание нормативной реализация конституциональных принципов как рационального способа перехода от правовой реальности к реальности права.
  • Понимает роль религиозной идеологии в формировании государственных режимов.
  • Имеет конституциональное представление о деятельности староверов и его влиянии на экономическое развитие Российской Империи.
  • Знает и понимает происхождение и особенности конституционных принципов как регуляторов общественных отношений, и их отличие от норм права.
  • Понимает отличие конституционного регулирования от законодательного регулирования.
  • Понимает рациональное содержание конституционной модели как системы фундаментальных конституционных принципов.
  • Понимает содержание классических доктрин конституционализма.
  • Имеет преставление о конституционном развитии нашей страны в разрезе реализации фундаментальных конституционных принципов
  • Знает основные правовые модели органов конституционного контроля.
  • Понимает особенности конституционного судопроизводства.
  • Различает содержательное наполнение решений органа конституционного контроля и ординарных судов.
  • Ориентируется в реализации конституционных принципов в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Понимает роль правотворческой составляющей деятельности органов конституционной юстиции в конституционном развитии государства.
  • Понимает связь конституциализации законодательных правоотношений с системой традиционных российских ценностей.
  • Знает историю развития федеративных отношений в нашей стране. Понимает, что реализация федерализма является эффективным способом сохранения государственности при распаде территориальных империй.
  • Понимает, что конституционное право сецессии может рассматриваться как регулятор эффективности регулирования федеративных отношений. Знает и понимает особенности федеративного устройства Российской Федерации.
  • Знает о существовании этно-религиозных режимов на территории Российской Федерации и понимает проблему правового плюрализма.
  • Знает и понимает принципы разделения полномочий между органами государственной власти в рамках реализации доктрины «сдержек и противовесов». Понимает значение конструктивности конфликта между органами, государственной власти, задаваемого принципом разделения государственной власти.
  • Ориентируется в современных научных представлениях о типах конституционного регулирования экономических отношений. Знает конституционные регуляторы, определяющие тип экономики в России как рыночной.
  • Умеет выделять выводимые принципы экономических отношений из решений Конституционного Суда Российской Федерации. Понимает необходимость установление меры присутствия государства в экономике. Понимает негативное влияние на прогрессивное развитие государственности конституциональных деформаций: «формальная демократия», «демократическая олигархия», «политическая коррупция. Понимает проблемы изменения Конституции Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема №1 Конституционное правопонимание
  • Тема №2 Происхождение идей конституционализма.
  • Тема №3 Развитие идей конституционализма
  • Тема №4 Рациональная модель конституционного регулирования.
  • Тема №5 Судебный конституционный контроль.
  • Тема №6 Конституционное регулирование федеративных отношений.
  • Тема №7 Разграничение полномочий органов государственной власти
  • Тема №8 Конституционное правоприменение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная проверочная работа выполняется в письменном виде. Целью написания контрольной работы является проверка знаний и навыков студентов по логичному и аргументированному изложению своей позиции. При написании письменной работы в аудитории (40 мин.) не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими источниками информации, в том числе, электронными.
  • неблокирующий Домашние работы
    Домашние проверочные работы проводятся в виде решения задачи и выполняются во внеаудиторное время без ограничения продолжительности выполнения. Содержание задачи и сроки выполнения озвучиваются преподавателем на семинарском занятии.
  • неблокирующий Реферат научной публикации
    Преподаватель предлагает студентам перечень научных публикаций, связанных с рассмотренной на аудиторных занятиях тематикой. Целью написания и защиты реферата научной публикации является проверка умение использовать научную литературу для формирования и развития образовательного уровня по тематике дисциплины, а также навыков создания оригинальных научно-исследовательских работ – структурно обусловленных текстов без некорректных заимствований. В письменной работе-реферате предложенной студенту научной публикации должна быть отражены: общая содержательная концепция статьи, постановка рассмотренной в ней проблемы, правовая природа ее возникновения и авторская методология ее разрешения. Возможны критические оценки выводов или рассуждений автора. Текст реферата, постраничные сноски, библиографический перечень привлеченных нормативных и литературных источников должны соответствовать требованиям, стандартным для современных журнальных публикаций. Реферат представляется в электронном виде в формате Microsoft Word. Объем статей - до 10 тыс. печатных знаков. При наборе текста необходимо использовать шрифт «Times New Roman». Размер шрифта для основного текста статей — 14, сносок — 11; нумерация сносок сплошная, постраничная. Качество состоит в том, чтобы не пересказывать содержание предложенной работы, а своими, не заимственными из предложенного текста словами обозначить, как решаемую в публикации проблему, так и концепцию автора по ее разрешению. Также следует выявить нормативные и доктринальные источники, на которых строит свое рассуждение автор и оценить их убедительность. Разумеется, качество выполненного реферативного исследования зависит от самостоятельности и юридической грамотности изложенных правовых позиций.
  • неблокирующий Экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Вопросы к экзамену формулируются в рамках содержания тем представленных в рабочей программе. Время, предоставляемое для подготовки к ответу – 30 мин. При подготовке ответов на вопросы экзамена не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативными правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. При нарушении студентом этого правила, он удаляется с экзамена и ему выставляется 0 баллов. На каждого студента будет выделено не менее 20 минут и на протяжении всего экзамена будет вестись видеозапись.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    Орез = 0,1 * Опр + 0,4 * Отз + 0, 4 * Ореф + 0,5 * Оэкз, где Орез – результирующая оценка; (макс. – 10 баллов); Опр – общая оценка за домашние проверочные работы; (макс. – 10 баллов); Отз – оценка за контрольную работу; (макс. – 5 баллов); Ореф - оценка за реферат (макс. – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен; (макс. 10 баллов);
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев С.С. - Государство и право. Учебное пособие - 978-5-392-16283-3 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/28448 - 28448 - PROSPECT
  • Конституционное право России : учебник, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., 2013
  • Конституция Российской Федерации — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 82 с. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978-5-534-16068-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530439 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мартышин О.В. - Философия права. Учебник для магистров - 978-5-392-24219-1 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34663 - 34663 - PROSPECT
  • Принята Генеральной Ассамблеей ООН - Всеобщая декларация прав человека - 978-5-392-21192-0 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/32763 - 32763 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алебастрова И.А. - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография - 978-5-392-19255-7 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30155 - 30155 - PROSPECT
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - 978-5-392-16914-6 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/19054 - 19054 - PROSPECT