• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Higher Education in Foreign Policy Strategies of Asian and African Countries

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2 module

Instructor


Рысакова Полина Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс знакомит студентов с особенностями функционирования высшего образования в странах Азии и Африки в контексте внешнеполитических стратегий этих стран. Изучение материалов курса позволит студентам расширить свои знания о социально-культурной специфике региона изучаемого языка и дополнить представления о системе международных отношений в ее образовательном аспекте. Предлагаемый курс состоит из двух тематических блоков. Первый из них знакомит студентов с основами социологического анализа системы образования и высшего образования, в частности, а также с ключевыми концептуальными подходами в изучении высшего образования как инструмента внешней политики государства и международных отношений: концепция «мягкой силы», геополитика образования, геополитика знания, публичная и культурная дипломатия. Второй тематический блок последовательно включает обзор стратегий ведущих государств регионов Восточной Азии, Юго-Восточной и Южной Азии, а также региона Ближнего Востока и Северной Африки в сфере высшего образования. Это позволит студентам получить представление о современной политической карте высшего образования и направлений академической мобильности, а также мировых и региональных властных центрах, формирующих географию современного глобализированного рынка высшего образования. Текущие элементы контроля: участие в обсуждениях на семинарах, доклад. В конце курса предполагается экзамен в форме письменного теста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов устойчивого преставления о гуманитарном компоненте мировой системы международных отношений и образовательной политике стран Азии и Африки, реализуемой в контексте их внешнеполитических стратегий.
  • Сформировать комплексное представление об основах социологического изучения образования как функциональной подсистемы общества.
  • Сформировать знание ключевых теоретических подходов в концептуализации высшего образования с точки зрения системы международных отношений.
  • Познакомить студентов с приоритетными направлениями образовательной политики государств Азии и Африки с учетом их роли в системе международных отношений.
  • Закрепить навыки применения полученных теоретических знаний к анализу современных тенденций в сфере высшего образования стран Азии и Африки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы социологического изучения образования и ключевые концептуальные подходы в исследованиях высшего образования в контексте теорий международных отношений.
  • Знает основные составляющие образовательной политики в странах Азии и Африки с учетом их внешнеполитических стратегий.
  • Умеет использовать концептуальный аппарат исследований высшего образования в контексте международных отношений.
  • Умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности.
  • Умеет анализировать информацию о состоянии высшего образования в странах Азии и Африки.
  • Владеет навыками операционализации основных понятий.
  • Владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы.
  • Владеть навыками практического использования теоретических знаний при анализе актуальных тенденций в сфере высшего образования в странах Азии и Африки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Высшее образование в контексте современных международных отношений.
  • Часть 2. Стратегии стран Азии и Африки в сфере интернационализации высшего образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
    За активность на каждом семинаре дается оценка от 1 до 10 баллов. На каждом семинаре после доклада студенты должны принять участие в дискуссии на соответствующую тему, активно задавая вопросы докладчикам, делая комментарии и аргументирую свое мнение, основываясь на своих знаниях источников и специализированной литературы. Компонент рассчитывается как средняя оценка, полученная на всех семинарах.
  • неблокирующий Доклад
    Каждый студент делает 1 устный доклад. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса, имеющий проблемный характер. Содержательно доклад может развивать тему, разрабатываемую в рамках ВКР, но в связи с проблемной областью данного курса. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Доклад включает в себя: исследование на выбранную тему, подготовку презентации и выступления по результатам.
  • неблокирующий Письменный тест (экзамен)
    Экзамен представляет собой письменный тест с различными типами вопросов: выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов, сортировки вариантов, самостоятельное заполнение пропуска для ответа. Тест включает 20 вопросов, на которые необходимо ответить в течение 60 минут. Тестирование проходит в день экзамена. Всем студентам предлагается один тест по материалам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Доклад + 0.4 * Письменный тест (экзамен) + 0.2 * Участие в дискуссии на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рустамова, Л. Р., Мягкая сила и публичная дипломатия : учебное пособие / Л. Р. Рустамова. — Москва : КноРус, 2021. — 252 с. — ISBN 978-5-406-09127-2. — URL: https://book.ru/book/942481 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781000388787 - Romi Jain - China’s Soft Power and Higher Education in South Asia : Rationale, Strategies, and Implications - 2021 - Routledge - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2813996 - nlebk - 2813996

Авторы

  • Коробочкина Алёна Валерьевна