We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cognitive Psychology and Social Behavior

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Освещаются эмпирические исследования и концептуальные модели познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе теория рационального выбора и её расширения, модели формирования и измненения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется коллективному поведению, социальному восприятию и взаимодействию, механизмам формирования убеждений, сетевому подходу в анализе человеческого поведения, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о когнитивно-психологических и социальных механизмах поведения, а также формирование навыков их анализа при взаимодействии как с другими людьми, так и с информационными системами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут перечислить основные постулаты и допущения в когнитивной психологии.
  • Применяют «закон Фиттса» (1954) для решения задач оптимизации взаимодействия человек-компьютер
  • Применяют метод «task analysis» для обнаружения потенциальных ошибок в разработке интерфейсов
  • Могут соотнести когнитивные процессы, с конкретными аспектами взаимодействия человек-компьютер
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Применяют принципы визуального восприятия к решению задач, связанных с разработкой интерфейсов
  • Объясняют когнитивные механизмы возникновения иллюзий восприятия
  • Могут дать определение избирательного и распределенного внимания
  • Могут охарактеризовать феномены функциональной слепоты (слепота к изменениям, слепота по невниманию)
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя
  • Могут охарактеризовать процессы и виды памяти
  • Описывают структуру долговременной памяти (Э. Тульвинг)
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
  • Могут соотнести типы ошибок памяти с конкретными примерами
  • Могут объяснить причины возникновения ошибок и искажений в памяти
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач
  • Могут перечислить и описать виды научения (условный рефлекс, оперантное научение, латентное научение, научение через наблюдение, вербальное научение)
  • Описывают символьный и коннекционистский подходы к репрезентации знаний; аналоговый и пропозициональный форматы репрезентаций; экземплярные и прототипические репрезентации категорий
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами
  • Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер)
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы
  • Перечисляют виды методов измерения осознания и субъективных переживаний в когнитивно-психологических исследованиях
  • Формулируют и корректно используют принципы социально-когнитивной теории, теории планируемого поведения, и теории социальной идентичности, транстеоретической модели для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные теоретические домены моделей индивидуального поведения
  • Конструируют объяснительные модели и тестируют их на реальных данных с использованием структурных уравнений
  • Формулируют и корректно используют принципы сетевых моделей поведения для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные понятия социально-сетевого анализа
  • Знают и идентифицируют в существующих технологиях и интерфейсах техники изменения поведения
  • Используют принципы и техники изменения поведения для решения прикладных задач в контексте HCI
  • Идентифицируют стадии изменения поведения и релевантные для них вмешательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фундаментальные и прикладные исследования в когнитивной психологии
    Компьютерная метафора психики. Допущения когнитивного подхода. Когнитивная революция. Подходы к соотношению между фундаментальными и прикладными исследованиями в когнитивной психологии.
  • Восприятие
    Типы ощущений. Психофизическая проблема. Закон Вебера-Фехнера. Свойства восприятия. Конструктивистский vs. экологический подходы к зрительному восприятию.
  • Внимание
    Экономика внимания и ее ключевые проблемы. Свойства внимания. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.
  • Память
    Определение и процессы памяти. Виды и системы памяти (модель Аткинсона-Шиффрина). Сенсорный регистр и виды сенсорной памяти (иконическая, эхоическая). Кратковременная память. Долговременная память. Роль внимания в переходе из сенсорной в кратковременную память (эксперимент Сперлинга). Роль повторения в переходе из кратковременной в долговременную память. Системы долговременной памяти: процедурная и декларативная (семантическая, эпизодическая). Кривая забывания Эббингауза и эффект края. Эффект незавершенного действия. Теории забывания: угасание следа, замещение, интерференция, невозможность извлечь (потеря доступа), консолидация в памяти, подавление.
  • Научение и репрезентация знаний
    Феномен научения в бихевиоризме и в когнитивном подходе. Виды научения. Различия между декларативными и процедурными знаниями. Категориальное научение. Теория уровней категорий Э. Рош. Имплицитное научение. Проблема верификации (проверки достоверности) знаний.
  • Принятие решений и умозаключения
    Виды мышления. Дивергентное и конвергентное мышление. Исследования решения творческих задач.
  • Критерии сознания и методы измерения субъективных переживаний
    Тест Тьюринга и современные чат-боты. Самосознание и зеркальный тест. Тест Хичкока (нейрональные корреляты сознания). Моральные дилеммы и тесты моральных суждений.
  • Теории и модели поведения на индивидуальном уровне
    Классический бихевиоризм, социально-когнитивная теория, модель принятия технологий (Technology Acceptance Model 3), Транстеоретическая модель (модель стадий изменения поведения), техники формирования и устранения привычек
  • Теории и поведенческие феномены на социально-групповом уровне
    Теория социальной идентичности, теория само-категоризации, теория оптимальных различий, гипотеза контакта, социальная ингибиция и фасилитация.
  • Модификация поведения
    Таксономия техник изменения поведения (behavior change techniques), Модель вероятности сознательной обработки информации (ELM), Механизмы убеждения (см. Cialdini), техники подталкивания (nudging) и их таксономия,
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
    Тест проводится в письменном виде (в электронной или бумажной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136
  • Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239