We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Methods of Decision Making

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Informatics
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Является обязательной дисциплиной. Целью освоения дисциплины «Современные методы принятия решений» является формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением. В результате изучения дисциплины у студента будет сформировано представление о математических подходах к разработке и исследованию методов анализа и принятия решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные понятия теории принятия решения
  • использует методы поддержки принятия решений для оценки шансов и выбора оптимальных стратегий
  • строит модели ранжирования
  • формулирует рекомендации в предметной области по результатам моделирования
  • оценивает качество моделей принятия решений
  • строит вероятностные графические модели для поддержки принятия решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение, основные понятия теории принятия решений
    Взаимодействие среды и агентов; ручное и автоматизированное принятие решений; потенциально автоматизируемые решения; системы поддержки принятия решений; проектирование агентов; проблемы принятия решения; объяснение решения
  • Выбор и ранжирование
    Постановка задачи оптимизации; градиентный спуск и модификации; А/B тестирование; explore-exploit proplem; "Многорукие бандиты": алгоритмы и оценка качества; задача ранжирования; feature construction (BM25, PageRank); oценка качества (DCG@K, NDCG@K, MAP@K); обучение модели: pointwise, pairwise and listwise подходы; агрегация рангов
  • Вероятностные графические модели
    Байесовские сети; методы построения структур; алгоритмы построения структуры модели (score-based и content-based); марковские цепи
  • Обучение с подкреплением
    Задачи обучения с подкреплением; Q-обучение и глубокое Q-обучение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    На предоставленных преподавателем данных построить модель ранжирования любым алгоритмом, описать выбранный алгоритм и оценить качество ранжирования. Написать отчет о модели, включающий краткое описание алгоритма; построенную модель; оценку качества модели (NDCG/MAP/...); пример ранжирования для примера из тестовой выборки.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Эссе по возможностям применения вероятностных графических моделей. Необходимо найти любую статью про применение байесовских сетей (не про разработку алгоритмов, а именно про применение в какой-то задаче) и написать короткий отчет с указанием выбранной статьи, описанием задачи, которую решали авторы, и того, каким образом в этой статье построена структура (экспертно/по данным, какие теории / методы / концепции использовали авторы).
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    На предоставленных преподавателем данных построить байесовскую сеть разными методами построения структур, сравнить полученные модели по любой метрике качества структуры (BIC, BD, AIC), написать краткий отчет о результатах с описанием, какую модель вы бы выбрали в качестве итоговой и почему. Дополнительно на бонусные баллы можно сравнить качества предсказаний по модели (не забыв разделить на тестовую и обучающую выборки)
  • неблокирующий Упражнения
    Упражнения из асинхронных материалов и во время синхронных практических занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Письменный экзамен + 0.25 * Упражнения
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Corrigan, R. (2008). Back to the future: digital decision making. Information & Communications Technology Law, 17(3), 199–220. https://doi.org/10.1080/13600830802473006
  • Murphy, K. P. (2012). Machine Learning : A Probabilistic Perspective. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Højsgaard, S., Lauritzen, S. L., & Edwards, D. (2012). Graphical Models with R. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534901
  • Wiering, M., & Otterlo, M. van. (2012). Reinforcement Learning : State-of-the-Art. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=537744