• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Russian Conservatism and Populism: Between the Legal and the Political
In press

Antonov M.

In bk.: Law, Populism, and the Political in Central and Eastern Europe. Abingdon: Routledge, 2024. Ch. 10. P. 227-248.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

History of Russian State and Law

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории России, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм в истории отечественной государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности на различных этапах отечественной истории, особенности развития основных отраслей российского права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить базовые знания по истории отраслей российского права;
  • изучить эволюцию отечественных правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии;
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем и источников права в истории России;
  • развитие первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет истории государства и права России как науки и учебной дисциплины, знает основные методы исследования. Имеет представление об общей периодизации истории отечественной государственности и права. Знает основные виды источников. Определяет место истории государства и права России в системе юридических дисциплин.
  • Знает основные этапы формирования древнерусской государственности.
  • Понимает причины и последствия феодальной раздробленности на Руси и объединения земель вокруг Москвы. Ориентируется в системе органов власти древнерусских княжеств. Имеет общее представление об основных сферах правоотношений в древнерусском обществе. Знает структуру и особенности «Русской Правды». Имеет представление о видах доказательств в Древней Руси и способах их получения. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Понимает различия в государственности Московского княжества XIII-XIV и Московского государства XV-XVI вв. Имеет представление о новых органах власти и управления. Знает причины создания Судебника 1497 г., его структуру и особенности.
  • Понимает причины изменения статуса правителя Московского государства в 1547 г. Может оценить степень эффективности реформ Ивана Грозного и причины последующих событий.
  • Понимает различия в статусе московского царя в XVI и XVII вв. Имеет представление о сословно-представительной монархии, роли земских соборов и земских органов самоуправления.
  • Знает структуру и особенности Судебника 1550 г. и Соборного уложения 1649 г., умеет определять их место в системе источников права Московского государства. Имеет представление о судебной системе в эпоху Московской Руси, видах процесса, видах доказательств и способах их получения. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Понимает принципы организации власти в эпоху абсолютной монархии, знает причины формирования такой формы правления, может оценить ее сильные и слабые стороны. Знает систему управления в Российской империи, может проследить основные этапы эволюции центральных и региональных органов власти, знает соответствующее законодательство.
  • Знает структуру и особенности Артикула воинского 1715 г., жалованных грамот дворянству и городам 1785 г. Знает основные направления преобразований в системе органов власти, управления и самоуправления, их причины, может оценить степень их эффективности. Знает основы реформы системы источников права в 1830-е гг.
  • Имеет представление об организации правосудия в Российской империи, уровнях суда, системе доказательств и способах их получения. Знает основные проблемы, связанные с отправлением правосудия накануне Великих реформ. Может дать характеристику правового положения основных социальных групп российского общества (включая население национальных окраин), посвященного ему законодательства.
  • Знает структуру и содержание документов крестьянской реформы 1861 г., судебной реформы 1864 г., реформы местного самоуправления земств и городов (1864, 1870).
  • Может объяснить причины и предпосылки первой русской революции, оценить ее влияние на последующие реформы государственного управления. Знает содержание Основных государственных законов Российской империи. Знает особенности системы органов власти и управления после революции, причины «Третьиюньской монархии». Знает причины, ход и результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
  • Может дать характеристику уровня экономического развития России в начале ХХ в. и степени правового регулирования экономических отношений. Может оценить степень изменений в системе органов власти и управления в годы Первой мировой войны. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Знает причины и последствия Февральской революции 1917 г. Может дать характеристику двоевластия в Петрограде. Может оценить степень контроля Временным правительством регионов Российской империи.
  • Имеет представление о роли большевиков в революционных событиях и причинах захвата ими власти, специфики их правовой политики. Знает особенности «военного коммунизма», их отражение в государственной, правовой и экономической жизни. Имеет общее представление об организации власти в регионах с «белыми» и «розовыми» правительствами. Может дать характеристику НЭПа, знает структуру и основные принципы ГК РСФСР 1922 г. Знает причины образования СССР, основные концепции его создания.
  • Имеет представление о преобразованиях в политической системе советского общества в 1930-е гг., понимает причины формирования культа личности И.В. Сталина. Знает структуру и содержание первых декретов советской власти, конституций РСФСР 1918 г. и СССР, 1936 г.
  • Имеет представление о преобразованиях в системе органов власти и управления в годы Великой Отечественной войны, знает правовые акты, закрепившие эти преобразования. Знает основные направления политики Н.С. Хрущева, важнейшие правовые акты, принятые в период «оттепели».
  • Может оценить реформы Брежнева – Косыгина и объяснить причины их сворачивания. Может дать характеристику развития органов власти, управления и суда в период «оттепели» и «застоя». Знает структуру и содержание Конституции СССР 1977 г.
  • Понимает причины кризиса советской государственности и распада СССР, может оценить степень эффективности попыток его сохранения. Знает причины и последствия противостояния президента РСФСР Б.Н. Ельцина и Верховного совета. Имеет представление об основных направлениях правовых преобразований в постсоветской России. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю государства и права России
  • Тема 1. Государство и право Древней Руси (IX-XIV вв.)
  • Тема 2. Государство и право Русского централизованного государства (XV-XVII вв.)
  • Тема 3. Государство и право Российской империи
  • Тема 4. Советское государство и право
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссиях, решение задач и выполнение иных форм заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в третьем модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в четвертом модуле. Темы для контрольной работы заранее сообщаются студентам. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение отечественных источников права разных периодов; 2) извлечение информации правового характера из неюридического отечественного исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития России в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха, корректное название государства в соответствующий период); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. Также может быть предложен текст (фрагмент правового памятника, либо казус) с 5 заданиями. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 5.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в четвертом модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзаменационное задание включает 2 блока: блок 1 состоит из 5 заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем; блок 2 представляет собой текст (фрагмент правового памятника, либо казус) с 5 заданиями. Ответы должны быть представлены в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации. Максимальная оценка за экзамен – 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест + + 0,2*Окр + 0,7 *Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине складывается из 4 элементов: оценки за работу на семинарских занятиях, результата теста, результата письменной контрольной работы и результата письменного экзамена. Блокирующей оценки не предусмотрено. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История отечественного государства и права в 2 ч.. Ч. 1: Х—XIX века, ,
  • История отечественного государства и права в 2 ч.. Ч. 2: XX - начало XXI века, ,

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Обзор истории русского права, Владимирский-Буданов, М. Ф., 2005