• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

History of Russian State and Law

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Боголюбов Егор Андреевич

Боголюбов Егор Андреевич

Zakrevskii, Alexander

Zakrevskii, Alexander

Сумин Анатолий Викторович

Сумин Анатолий Викторович

Тутаев Илья Васильевич

Тутаев Илья Васильевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории России, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм в истории отечественной государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности на различных этапах отечественной истории, особенности развития основных отраслей российского права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить базовые знания по истории отраслей российского права;
  • изучить эволюцию отечественных правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии;
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем и источников права в истории России;
  • развитие первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет истории государства и права России как науки и учебной дисциплины, знает основные методы исследования. Имеет представление об общей периодизации истории отечественной государственности и права. Знает основные виды источников. Определяет место истории государства и права России в системе юридических дисциплин.
  • Знает основные этапы формирования древнерусской государственности.
  • Понимает причины и последствия феодальной раздробленности на Руси и объединения земель вокруг Москвы. Ориентируется в системе органов власти древнерусских княжеств. Имеет общее представление об основных сферах правоотношений в древнерусском обществе. Знает структуру и особенности «Русской Правды». Имеет представление о видах доказательств в Древней Руси и способах их получения. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Понимает различия в государственности Московского княжества XIII-XIV и Московского государства XV-XVI вв. Имеет представление о новых органах власти и управления. Знает причины создания Судебника 1497 г., его структуру и особенности.
  • Понимает причины изменения статуса правителя Московского государства в 1547 г. Может оценить степень эффективности реформ Ивана Грозного и причины последующих событий.
  • Понимает различия в статусе московского царя в XVI и XVII вв. Имеет представление о сословно-представительной монархии, роли земских соборов и земских органов самоуправления.
  • Знает структуру и особенности Судебника 1550 г. и Соборного уложения 1649 г., умеет определять их место в системе источников права Московского государства. Имеет представление о судебной системе в эпоху Московской Руси, видах процесса, видах доказательств и способах их получения. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Понимает принципы организации власти в эпоху абсолютной монархии, знает причины формирования такой формы правления, может оценить ее сильные и слабые стороны. Знает систему управления в Российской империи, может проследить основные этапы эволюции центральных и региональных органов власти, знает соответствующее законодательство.
  • Знает структуру и особенности Артикула воинского 1715 г., жалованных грамот дворянству и городам 1785 г. Знает основные направления преобразований в системе органов власти, управления и самоуправления, их причины, может оценить степень их эффективности. Знает основы реформы системы источников права в 1830-е гг.
  • Имеет представление об организации правосудия в Российской империи, уровнях суда, системе доказательств и способах их получения. Знает основные проблемы, связанные с отправлением правосудия накануне Великих реформ. Может дать характеристику правового положения основных социальных групп российского общества (включая население национальных окраин), посвященного ему законодательства.
  • Знает структуру и содержание документов крестьянской реформы 1861 г., судебной реформы 1864 г., реформы местного самоуправления земств и городов (1864, 1870).
  • Может объяснить причины и предпосылки первой русской революции, оценить ее влияние на последующие реформы государственного управления. Знает содержание Основных государственных законов Российской империи. Знает особенности системы органов власти и управления после революции, причины «Третьиюньской монархии». Знает причины, ход и результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
  • Может дать характеристику уровня экономического развития России в начале ХХ в. и степени правового регулирования экономических отношений. Может оценить степень изменений в системе органов власти и управления в годы Первой мировой войны. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Знает причины и последствия Февральской революции 1917 г. Может дать характеристику двоевластия в Петрограде. Может оценить степень контроля Временным правительством регионов Российской империи.
  • Имеет представление о роли большевиков в революционных событиях и причинах захвата ими власти, специфики их правовой политики. Знает особенности «военного коммунизма», их отражение в государственной, правовой и экономической жизни. Имеет общее представление об организации власти в регионах с «белыми» и «розовыми» правительствами. Может дать характеристику НЭПа, знает структуру и основные принципы ГК РСФСР 1922 г. Знает причины образования СССР, основные концепции его создания.
  • Имеет представление о преобразованиях в политической системе советского общества в 1930-е гг., понимает причины формирования культа личности И.В. Сталина. Знает структуру и содержание первых декретов советской власти, конституций РСФСР 1918 г. и СССР, 1936 г.
  • Имеет представление о преобразованиях в системе органов власти и управления в годы Великой Отечественной войны, знает правовые акты, закрепившие эти преобразования. Знает основные направления политики Н.С. Хрущева, важнейшие правовые акты, принятые в период «оттепели».
  • Может оценить реформы Брежнева – Косыгина и объяснить причины их сворачивания. Может дать характеристику развития органов власти, управления и суда в период «оттепели» и «застоя». Знает структуру и содержание Конституции СССР 1977 г.
  • Понимает причины кризиса советской государственности и распада СССР, может оценить степень эффективности попыток его сохранения. Знает причины и последствия противостояния президента РСФСР Б.Н. Ельцина и Верховного совета. Имеет представление об основных направлениях правовых преобразований в постсоветской России. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю государства и права России
  • Тема 1. Государство и право Древней Руси (IX-XIV вв.)
  • Тема 2. Государство и право Русского централизованного государства (XV-XVII вв.)
  • Тема 3. Государство и право Российской империи
  • Тема 4. Советское государство и право
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссиях, решение задач и выполнение иных форм заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в третьем модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в четвертом модуле. Темы для контрольной работы заранее сообщаются студентам. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение отечественных источников права разных периодов; 2) извлечение информации правового характера из неюридического отечественного исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития России в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха, корректное название государства в соответствующий период); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. Также может быть предложен текст (фрагмент правового памятника, либо казус) с 5 заданиями. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 5.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в четвертом модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзаменационное задание включает 2 блока: блок 1 состоит из 5 заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем; блок 2 представляет собой текст (фрагмент правового памятника, либо казус) с 5 заданиями. Ответы должны быть представлены в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации. Максимальная оценка за экзамен – 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест + + 0,2*Окр + 0,7 *Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине складывается из 4 элементов: оценки за работу на семинарских занятиях, результата теста, результата письменной контрольной работы и результата письменного экзамена. Блокирующей оценки не предусмотрено. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История отечественного государства и права в 2 ч.. Ч. 1: Х—XIX века, ,
  • История отечественного государства и права в 2 ч.. Ч. 2: XX - начало XXI века, ,

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Обзор истории русского права, Владимирский-Буданов, М. Ф., 2005