• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
State and law of the Chaghadai Ulus and early Timurid state as they were seen by foreign contemporaries

Pochekaev R. Y.

Золотоордынское обозрение. 2024. Vol. 12. No. 3. P. 686-698.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Methodology of Legal Research

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:

Instructors

Васильева Наталия Сергеевна

Васильева Наталия Сергеевна

Samokhina, Ekaterina

Samokhina, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных методах проведения научных исследований в области юриспруденции и развивают навыки подготовки, осуществления и презентации результатов такого исследования, проводятся взаимосвязи между применением методов научных исследований и различиями в формах создания, толкования и применения нормативно-правового материала. Уточняется выбор научной методологии для проведения различных видов юридических исследований. В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов магистратуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с этапами развития знания о праве в контексте истории развития научного знания в целом;
  • осмысление зависимости развития научного знания от доминирующей картины мира, иерархии наук и господствующих методологических систем;
  • изучение различных методологических систем и методов научного познания и особенностей познания правовых явлений, влияния методов познания права на результаты исследования;
  • формирование у студента систематизированных представлений о многообразии правовых явлений и подходов к пониманию права;
  • изучение современных методологических подходов к исследованию права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент владеет культурой научного мышления, базирующейся на знании правовой картины мира
  • студент знает основные периоды развития науки о праве, основные черты, характеризующие научное знание и его отличие от ненаучного, основные типы научной рациональности, особенности подходов к методам научного познания права в разные исторические периоды развития науки, влияние используемых методов на результаты правовых исследований
  • студент знает особенности использования методов естественных и социально-гуманитарных наук в правовых исследования
  • студент знает особенности применения собственно юридических методов в правовых исследованиях
  • студент понимает особенности аксиологических методов и способы их применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования различных правовых семей и их сравнительные отличия
  • студент понимает принципы и основные алгоритмы научного познания, их особенности в юриспруденции
  • студент понимает содержание сравнительно-правового метода и способы его применения в правоведении
  • студент умеет анализировать влияние подходов к осмыслению права на развитие правовых институтов и решение отдельных правовых проблем в разных странах
  • студент умеет объяснять особенности создания и толкования правовых актов в разные периоды развития знания о праве
  • студент умеет оперировать сравнительно-правовой методологией в целях выявления сущности и классификации той или иной национальной системы права с отнесением ее к соответствующей семье (системе)
  • студент умеет прослеживать взаимосвязи развития научного знания о праве с развитием правовых институтов в отдельных странах мира
  • студент умеет работать с научными трудами различных эпох, давать толкование научным текстам, ориентироваться в правовых текстах стран с разными правовыми культурами
  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке.
  • студент знает основные черты науки о праве как культурно- исторического феномена, специфического типа познавательной деятельности и особого социального института
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Связь развития научного знания и развития представлений о методе. Допарадигмальный период развития науки
  • Тема 2. Динамика развития знаний о праве. Парадигмальный период развития науки
  • Тема 3. Реалистическая методология
  • Тема 4. Методология толкования права и правоприменения
  • Тема 5. Нормативистская методология
  • Тема 6. Методология восполнения права
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом, в том числе навыков участия в научных дискуссиях. Целью проекта является проверка овладения студентом пройденным материалом и качества самостоятельной работы. Проект предполагает проведение анализа одного из подходов к объяснению права, выявление и исследование методологии, на основе которой он был построен. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. Проект должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. При необходимости преподаватель назначает дополнительное время для презентаций, на которые не хватило времени семинарских занятий. Количество слайдов в презентации – не более 15. На выступление с презентацией отводится не более 15 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за письменный отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале. При выставлении окончательной оценки преподаватель вправе добавить не более двух баллов за качественное и активное участие в обсуждении презентаций других студентов. В любом случае окончательная оценка за проект не может превышать 10 баллов. Темы для проекта студенты выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем и с учетом планируемой темы их магистерских выпускных работ. При этом тема проекта и планируемая тема выпускной работы не должны совпадать, студент по своему выбору может взять иную тему. Между собой студенты распределяют темы так, чтобы избежать дублирования. Выбор темы студенты начинают со дня проведения первого занятия (лекционного или семинарского). Очередность выступлений определяется студентами самостоятельно. Письменные отчеты направляются студентами в течение 7 дней после презентации на электронную почту преподавателя как вложенный файл в формате Word. Рекомендации по подготовке проекта см. в примерах заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен письменно ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается. Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = 0.4 * О проект + 0.3 * О экзамен, где О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов); О проект – баллы, полученные за проект (максимум – 10 баллов); О экзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 20 баллов) 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник, Честнов, И.Л., 2023
  • Теория и методология юридической науки - Марченко М.Н., Абросимова Е.А., Полянский П.Л. и др. - Юридическое издательство Норма - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1914629 - 73112 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов, Селютина, Е.Н., 2022
  • Михайлов, А. М.  Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08935-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516937 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Васильева Наталия Сергеевна
  • Самохина Екатерина Геннадьевна
  • Антонов Михаил Валерьевич
  • Волкова Юлия Михайловна