• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

The History of Political and Legal Doctrines

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности. Данная дисциплина позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать: - основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества; - смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций; - основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени; - социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве; - базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли; - основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий; 2) уметь: - прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве; - анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития; - определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин; - владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли; В результате освоения дисциплины студент осваивает компетенции: Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: - Теория государства и права; - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Уголовное право. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Финансовое право; - Методология и методы исследования в праве
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
  • добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
  • возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, развить критического и аргументативного мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме.
  • Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье.
  • Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Англии эпохи Просвещения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Политические и правовые учения в Древней Греции
  • Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  • Тема 3. Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
  • Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
  • Тема 5. Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
  • Тема 6. Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему). Поиск такого вопроса (проблемы), выбор мыслителей, чьи идеи будут сравниваться, установление сравнимости и критериев для сравнения, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 10. На выступление с презентацией отводится не более 10 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    О дисциплина = k1 х О проект + О р/с + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,2 к 2 = 0,7 О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 1 балл), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мачин, И. Ф.  История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 459 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03061-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468368 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966403
  • Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 508 с. — ISBN 978-5-507-37519-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/37022 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Михайлов, А. М.  Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08935-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474849 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Чичерин, Б. Н.  Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471412 (дата обращения: 28.08.2023).