• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
State and law of the Chaghadai Ulus and early Timurid state as they were seen by foreign contemporaries

Pochekaev R. Y.

Золотоордынское обозрение. 2024. Vol. 12. No. 3. P. 686-698.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Methodology of Judicial Interpretation

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 4 module

Instructor

Васильева Наталия Сергеевна

Васильева Наталия Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Lex est, quod notāmus. Курс предназначен для формирования комплексного знания о толковании права на основе изучения различных теоретических подходов к юридической интерпретации и аргументации в сочетании с тренировкой практических навыков юридической аргументации и интерпретации. Особое внимание в курсе уделяется судебному толкованию в связи с его значимостью в правовой системе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить теорию толкования права и юридической аргументации;
  • усовершенствовать навыки юридической интерпретации и аргументации;
  • сформировать понимание сущности и содержания судебного решения, осознание значимости профессии судьи и её роли в современном обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание основных концептуальных моделей, владение основными понятиями по теме.
  • Способность выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Способность искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания.
  • Способность работать со специализированными правовыми системами (базами данных) для целей профессиональной юридической деятельности. Способность проводить аналитические исследования в области права.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятие толкования права.
  • 2. История подходов к толкованию права.
  • 3. Актуальные проблемы теории толкования права.
  • 4. Отдельные аспекты техники толкования.
  • 5. Судебное толкование, судебная аргументация, судебное решение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание состоит из письменной работы и устного выступления. Задание состоит в составлении проекта судебного акта на основе задания, предоставленного преподавателем, и представлении результата в форме устного доклада с презентацией и ответами на вопросы. Требования к форме и содержанию обеих частей формулируются преподавателем на лекциях и семинарских занятиях. Письменная часть и подготовка к устному выступлению выполняются студентом самостоятельно в свободное от занятий время. Устная часть подлежит представлению на специально отведенных семинарах.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ; представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями; выполнение заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах; участие в дискуссии, содержательные вопросы и комментарии, которые показывают предварительную подготовку, навыки критического мышления, навыки публичного выступления. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по темам курса на платформе SMART LMS. Тест состоит из 20 вопросов закрытого типа, частично правильные ответы не предусмотрены. Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 20. При выставлении результирующих оценок за экзамен по 10-балльной шкале применяется коэффициент 0,5. Если за каждый вопрос получено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. На тест отводится 30 минут. Разрешается использовать конспекты лекций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Орез = 0.4 * Одз + 0.3 * Осем + 0.7 * Оэкз, где Орез - результирующая оценка за курс (макс. 10 баллов), Одз - оценка за домашнее задание (макс. 6 баллов), Осем - оценка за работу на семинарах (макс. 2 балла), Оэкз - оценка, полученная за экзамен (макс. 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать судебное решение, Кудрявцева Е.В., Прокудина Л.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве, Карапетов, А. Г., 2011

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна