• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Book
Russia and the European Court of Human Rights: The Strasbourg Effect

Antonov M., Starzhenetsky V., Malksoo L. et al.

Cambridge: Cambridge University Press, 2017.

Article
Truth in Judicial Interpretation From Positivist and Non-Positivist Perspectives

Antonov M.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2019. Vol. 48. P. 173-185.

Book chapter
The Russian Constitutional Court as a Mediating Link Between Russian and European Law?

Antonov M.

In bk.: European Yearbook on Human Rights. Intersentia, 2019. P. 547-566.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Methodology and Methods of Research in Law

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов. Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: "Теория государства и права", "Конституционное право", "Административное право", "Гражданское право", "Уголовное право", "Международное право". В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "Конкурсное право", "Проблемы права недвижимости"; "Сравнительное частное право".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «Методология и методы исследований в праве» является развитие у студента навыков научной работы. Этот курс направлен на исследование различных методологических направлений и способов изучения права, и на закрепление полученных навыков при помощи практических примеров.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • студент понимает принципы и основные алгоритмы научного познания, их особенности в юриспруденции
  • студент понимает основные методологические подходы в юриспруденции
  • студент понимает содержание аналитических методов и способы их применения в правоведении
  • студент понимает особенности аксиологических методов и способы их применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке
  • студент понимает содержание сравнительно-правового метода и способы его применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования различных правовых семей и их сравнительные отличия
  • студент понимает основные правила проведения научного исследования в юриспруденции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология исследований в праве: общая характеристика
    Формирование методов для исследования и объяснения юридических явлений в истории правовой мысли. Процесс и факторы приращения научного знания в юриспруденции. Предмет юридического познания: основные подходы. Нормы, высказывания, интерпретации и факты как основные объекты юридического знания. Категория истины (истинности) в праве. Два основных направления объяснения: позитивистский и идеалистический, их сильные и слабые стороны. Соотношение этих направлений с эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Верификация научных теорий в области права. Политическая идеология, мировоззренческие установки, парадигмы научного знания и другие элементы, задействованные в юридическом познании. Применение методологических знаний в практической юриспруденции.
  • Приемы и принципы исследований с точки зрения основных методологических подходов в юриспруденции
    Естественно-правовой метод исследований в праве: основные допущения и аргументы. Дедуктивные методы познания. Применение естественно-правового метода в законодательстве (разработка и воплощение правовых идеалов) и судоговорении (ограничение произвола законодателя). Субъективность и объективность в суждениях о правовых идеалах. Способы верификации объективного характера таких суждений в современной юридической науке: взвешивание ценностей и принципов, конкретизация общих принципов права. Позитивно-правовой метод исследований в праве: основные допущения и аргументы. Индуктивные методы познания. Варианты юридического позитивизма, пределы применения позитивного метода при интерпретации и применении норм. Способы верификации суждений о содержании правовых норм с точки зрения юридического позитивизма. Политическая воля, лингвистический смысл, практическая целесообразность и другие объекты позитивно-правовой интерпретации норм. Проблематика полноты и непротиворечивости права, последовательность правоприменения.
  • Аналитические методы в праве
    Формальная логика, деонтическая логика и другие разновидности логики в сфере права. Границы логики и аргументация в праве. Язык и право. Лингвистический анализ правовых высказываний. Методы концептуального анализа в праве. Проблема определения правовых понятий. Объекты правового познания и способы их категоризации. Особенности юридического языка и способов его применения. Структура нормативного суждения в праве: юридический силлогизм. Различие между правовыми нормами, правовыми высказываниями и их интерпретациями. Гипотетические конструкции в праве.
  • Аксиологические методы в праве
    Ценностный дискурс в праве, его предпосылки и условия. Оценочные понятия в юриспруденции и проблемы их определения. Категория справедливости в праве, подходы к ее пониманию. Нормы и ценности в праве: вопросы соотношения. Нормативный выбор при неполноте или неясности норм права – роль имплицитных ценностных суждений. Эксплицитные ценностные суждения, способы их обоснования в юридической аргументации. Принципы права, особенности их действия и подходы к их применению. Правовая культура, ее влияние на толкование и применение норм права.
  • Эмпирические методы в праве
    Способы и предпосылки социологического исследования. Правила социологического опроса, иные количественные методы в социологии права. Корректность постановки проблемы и формулировки вопросов при анкетировании, оценка социологических данных. Критерии сравнения и обобщения. Политологический анализ права. Соотношение власти (силы) и права. Принуждение и интерес в праве: фактический и нормативный аспекты. Реализация политического интереса через право. Экономический анализ права. Разграничение между фактами и нормами; обеспечение автономии права от политических институтов, экономических групп и социальных сообществ. Пределы вывода нормативных суждений из социологических, экономических и политических фактов: закон Юма. Психологические методы в праве. Анализ правовых эмоций и психологических фактов в концепции Л.И. Петражицкого. Принципы анализа судебной практики: постановка вопросов, поисковая база, релевантность критериев поиска, пределы сравнимости и характер выводов.
  • Сравнительно-правовой метод: общая характеристика
    Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Правовая картина мира. Критерии классификации правовых семей (групп, кругов). Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право: вариативность деления. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право. Категории «правовой стиль», «правовое мышление». Трансплантация зарубежных норм права, условия и пределы. Глобализация, вестернизация, конвергенция, унификация права в мире, правовой плюрализм – роль сравнительного правоведения в изучении этих явлений. Методика сравнительно-правового анализа законодательства. Выбор объекта сравнения и уровни сравнительного анализа (макро- и микроуровни, диахронное и синхронное сравнение). Последовательность сравнения: установление правовой ситуации, анализ терминологии, поиск применимых норм, исследование структуры правового регулирования, учет роли писаного права в сравнении с обычным правом и религиозными источниками, роли доктрины и судебной практики.
  • Компаративный анализ через сопоставление правовых семей
    Историческое развитие романо-германской правовой семьи. Влияние канонического и естественного права на романо-германскую правовую семью. Кодификация в истории романо-германской правовой семьи. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Структура романо-германской правовой семьи. Французская и германская правовые группы. Правовые системы скандинавских стран. Место скандинавского права на правовой карте мира. Историческое развитие правовых систем скандинавских стран. Унификация и гармонизация законодательства скандинавских стран. Источники скандинавского права. Становление системы общего права. Формирование права справедливости. Соотношение общего права и права справедливости. Статутное право. Материальное и процессуальное право. Источники и система права в странах англосаксонской правовой семьи. Теории прецедента. Структура прецедента, особенности его обязывающей силы по сравнению с нормами в континентальном праве. Техника сходств и различий в деятельности судов. Понятие смешанных правовых систем. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. Религиозное право. Особенности мусульманского права. Государственное и религиозное принуждение. Понятия шариата и фикха. Общие концепции и принципы исламского права. Иудейское право: особенности и основные этапы развития. Основные источники иудейского права и их применение на практике в правовой системе Израиля. Общая характеристика дальневосточного права. Вестернизация и роль правовой культуры. Роль формальных норм в регулировании правового общения, нормы и ритуалы, этика и право, официальное и живое право. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Отличие китайского правового мировоззрения от западного. Социалистическое право Китая и его трансформация в связи с модернизацией
  • Письменное научное исследование: логика, алгоритм и выводы
    Выбор и формулировка темы, ее конкретизация и фокусирование исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Пределы обобщения и детализации при проведении исследования. Теоретическая ценность и практическая применимость результатов исследования. Оценка и аргументация актуальности исследования, определение научной новизны. Работа с источниками: поиск, актуальность, релевантность, аутентичность и надежность. Правила цитирования. Рецензирование работы: поиск и исправление типичных ошибок. Формулирование выводов и тезисов, их защита.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • работа на семинарах (неблокирующий)
    За активную работу на семинарских занятиях (обсуждение судебных дел, решение задач, участие в дискуссиях), демонстрирующую подготовку к занятию и положительно отмеченную преподавателем на не менее чем 75% семинарских занятий, студент может получить 1 балл за все предшествовавшие экзамену семинарские занятия в совокупности. При недостаточной активности студента на семинарских занятиях студент соответственно получает 0 баллов. Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • учебный проект (неблокирующий)
    Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами научного анализа, способностью корректно сравнивать институты, нормы, принципы и иные элементы права, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает разбор и аргументацию методов, которые студент планирует применить при подготовке диссертационного исследования. Поиск и обоснование методов, точное название проекта являются частью исследовательского проекта.
  • экзамен (неблокирующий)
    В рамках экзамена устно студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * работа на семинарах + 0.2 * учебный проект + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Тарасов Н. Н.-ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-218-Авторский учебник-978-5-534-09715-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-metodologicheskie-problemy-yurisprudencii-428446

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Канке В. А.-ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров-М.:Издательство Юрайт,2019-572-Магистр-978-5-9916-3275-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-426169
  • Розин В. М.-ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-206-Авторский учебник-978-5-534-06652-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-yuridicheskoe-myshlenie-442013