We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Expanding the Boundaries of Literary Studies: Ecocriticism and Animal Studies"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Razuvalova, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Расширяя границы литературоведения: экокритика и культурные исследования животных» предполагается обсудить философско-антропологический, социо-идеологический и словесно-образный аспекты литературных репрезентаций животного. В этом отношении курс соприкасается с обширной исследовательской областью animal studies, точнее с ее литературным и историческим сегментами (literary и historical animal studies).В фокусе внимания будут находиться:во-первых, идеи и дискурсы, определившие специфичные для европейской/русской культуры способы мышления о животном и человеке (отсюда необходимость обращения в рамках курса к идеям Аристотеля, Р. Декарта, И. Бентама, М. Хайдеггера, Дж. Агамбена и других мыслителей, которые обдумывали природу и характер разграничения «животного» и «человеческого»), во-вторых, ревизующие «тезис о человеческой исключительности» (Ж.-М. Шеффер) философские и антропологические дискурсы (постгуманизм, постантропоцентризм, деколониализм) и связанные с ними современные художественные практики, в-третьих, сформировавшаяся в рамках animal turn тенденция рассматривать животное не только как метафору, знак или символ, но и как исторический субъект, включенный в разнообразные культурные и социальные практики (экокритика, historical / literary animal studies), в-четвертых, репрезентации животных в кинематографе и произведениях русской и зарубежной литературы XIX–XX вв., позволяющие судить о различных вариантах концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «дикость» – «цивилизованность», «животность – человечность» и проблематизирующие традиционную анималистическую топику (зоопарк/зверинец, дрессура, охота и т.п.).Для примера несколько тем итоговых эссе:1.Поэтика метаморфоз и анимизм в книге Настасьи Мартен «Верю каждому зверю».2.Экофилософские смыслы фильма Вернера Херцога «Там, где грезят зеленые муравьи».3.Идея гибридности в постгуманистической мысли и ее вариации в современных литературе и кино (на материале 1-2 произведений по выбору).4.Как работают «нарративы эмоционального замещения» (Г. Мондри), в центре которых находится животное (на материале 1-2 произведений по выбору)?5.Животное в советской культуре: на материале нескольких произведений курса проанализируйте способы конструирования животно-человеческих отношений и историко-идеологическую динамику литературных/кинематографических репрезентаций животного. 6.Люди-звери и звери-люди: превратности превращения «человеческого» и «животного»/«зверского» (на материале 1-2 произведений из курса или по выбору).7.Как живут животные в современных медиа?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с идеями и дискурсами, определившими специфичные для европейской/русской культуры способы мышления о животном и человеке
  • Знакомство с наиболее репрезентативными для культурного воображения модерности, для русской и зарубежной литературы текстами о животных, культурными и социальными практиками, которые поддерживали или, напротив, проблематизировали сложившиеся структуры социального и эмоционального взаимодействия
  • Формирование представление об исторически подвижном репертуаре дискурсивных, символических и риторических способов литературной репрезентации животного
  • Развитие у студентов навыков литературоведческого и историко-культурного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знания основных этапов европейской философской рефлексии о животном, характеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XX вв. в связи с онтологическим и моральным статусом животного
  • Демонстрировать знание традиционных и новейших способов репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, представление о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), описать их параметры
  • Анализировать литературное произведение в аспекте зоопоэтики, историзуя писательский способ мышления о животном и человеке
  • Характеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX и XX вв.
  • Ориентироваться в новейшей исследовательской литературе по курсу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Животное как animal other
  • Проблема репрезентации животного в литературе и искусстве
  • Животное как инструмент моральной и социальной педагогики
  • Животное как жертва: насилие и уязвимость
  • Животные как объекты и участники научных экспериментов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов на семинарах, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и студентов.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа (примерно 500-600 слов) по вопросам, затрагивавшимся на занятиях 2-ого модуля. Тема выбирается из предложенного преподавателем перечня или самостоятельно формулируется студентом (по согласованию с преподавателем) Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа (8-9 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся на курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом темы эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Письменная работа + 0.2 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Animals and society. Vol.4: Forms of human-animal relations and animal death: the dynamics of domestication, , 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Animal suffering: philosophy and culture, Aaltola, E., 2012

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Разувалова Анна Ивановна