We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Discourse Analysis

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Дискурсивный анализ» направлена на приобретение студентами знаний о дискурсивном анализе как уровневом разделе лингвистики. Курс предусматривает в равной мере и знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями), и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является знакомство студентов с дискурсивным анализом как самым молодым уровневым разделом лингвистики (с историей этой мозаичной дисциплины и её современным состоянием; с наиболее влиятельными направлениями в её составе; с именами и работами крупнейших учёных-дискурсологов; с аналитическими подходами к объекту исследования – тексту, понимаемому как результат динамического процесса языковой деятельности, вписанного в её социальный контекст).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с влиятельными форматами дискурсивной транскрипции; наборами явлений, отображаемых в транскриптах; основными чертами, объединяющими самые распространённые форматы. Студент умеет применять эти знания на практике (т.е. при расшифровке звукозаписей устной коммуникации).
  • Студент знаком с основными подходами к выделению жанров; имеет представления об особенностях структуры компьютерно-опосредованных дискурсов разных видов и об особенностях управлениях взаимодействием.
  • Студент знаком с подходами к моделированию текстовой связности и умеет применять эти знания при анализе дискурсов разного типа.
  • Студент знаком с принципами выделения важнейших компонентов коммуникативной структуры высказывания и умеет применять эти знания при анализе звукозаписей и транскриптов устной коммуникации.
  • Студент знаком с различными подходами к задаче членения дискурса на минимальные единицы. Студент умеет применять эти знания на практике, создавая расшифровки звукозаписей устной коммуникации.
  • Студент ориентируется в основных экспериментальных методиках извлечения монологов и диалогов и понимает, какие исследовательские задачи можно решать, применяя эти методики.
  • Студент знаком с трактовками термина «дискурс»; с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа; ориентируется в направлениях изучения дискурса; знает имена ведущих учёных, связанные с конкретными направлениями.
  • Студент знаком с основными модусами коммуникации, с описываемыми в научной литературе различиями между текстами устного и письменного модуса, а также с подходами к изучению т. наз. гибридного "устно-письменного" модуса, реализуемого в рамках компьютерно-опосредованной коммуникации.
  • Студент знаком с социолингвистической трактовкой термина "домен", с классификациями доменов. Студент понимает, что доменам присущи определённые наборы жанров. Студент знаком с понятием "речевой жанр" и таксономиями жанров. Студент знает основные школы анализа жанра, основные подходы к анализу жанра. Студент понимает, что такое "жанровая схема" и способен анализировать макроструктуру текстов определённых жанров. Студент знаком с понятием "пассажа" и типами пассажей.
  • Студент знаком с основными подходами к анализу регистров, техникой многомерного анализа.
  • Студент знаком с основными положениями Теории риторических структур, способен различать различные типы риторических отношений и интерпретировать разметку, выполненную в терминах Теории.
  • Студент знаком с историей возникновения, современным состоянием влиятельных направлений в области анализа дискурса, понимает содержание основных понятий и терминов соответствующих направлений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение.
  • Тема 2. Дискурсивные таксономии. Модусы коммуникации.
  • Тема 3. Дискурсивные таксономии. Домены и жанры.
  • Тема 4. Дискурсивные таксономии. Регистры.
  • Тема 5. Элицитация дискурсов
  • Тема 6. Локальная структура дискурса
  • Тема 7. Дискурсивная транскрипция.
  • Тема 8. Теория риторических структур (RST).
  • Тема 9. Другие дискурсивные теории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится письменно онлайн и состоит из ряда заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На написание экзамена отводится 60 минут.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 1 тыс слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Givón, T. (1995). Coherence in Spontaneous Text. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395291
  • Kibrik, A. A., Khudyakova, M. V., Dobrov, G. B., Linnik, A., & Zalmanov, D. A. (2016). Referential Choice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1C2CCA0

Авторы

  • Блинова Ольга Владимировна
  • Кессель Ксения Витальевна