We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Попова Татьяна Ивановна


Чуйкова Оксана Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Первая часть дисциплины "Введение в языкознание знакомит студентов с системой лингвистических дисциплин а также с проблемами фонетики, морфологии и синтаксиса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
  • Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
  • Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
  • Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
  • Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
  • Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
  • Анализирует текст в прагматических аспектах, перечисляет основные категории языковой прагматики
  • Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
  • Дает определение языка, формулирует начала и основные проблемы науки о языке
  • Излагает круг вопросов лексической семантики, дает определения лексическим и лексигографическим аспектам языка, анализирует семантическую структуру лексических единиц
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент дает определение средствам и функциям интонации, проводит интонационное членение речи и аннотирует речь при помощи разных систем интонационной разметки (Е. А. Брызгуновой, ToBI, INTSINT)
  • Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
  • Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленные в языках, и объясняет их значения.
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистические дисциплины
  • Фонетика
  • Фонология
  • Морфемика
  • Устройство морфологических категорий
  • Основные подходы к устройству синтаксических структур
  • Основные синтаксические единицы и явления
  • Язык как предмет лингвистики
  • Лексическая семантика
  • Семантика грамматических категорий
  • Семантика синтаксических структур
  • Прагматика
  • Грамматическая семантика
  • Интонационная фонология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание (2 курс)
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен (2 курс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен + 0.6 * Экзамен
  • 2023/2024 4th module
    0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен + 0.6 * Экзамен
  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Домашнее задание (2 курс) + 0.4 * Домашнее задание (2 курс) + 0.6 * Экзамен (2 курс) + 0.6 * Экзамен (2 курс)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bouissac, P. (2010). Saussure: A Guide For The Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344269
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011
  • Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.
  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Pawley, A. (2015). Review of The Oxford handbook of linguistic fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4487142A
  • Киселева, Н. (2008). Лингвистические задачи и их классификация. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (80). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13140813
  • Мечковская, Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков : учебное пособие / Н. Б. Мечковская. — 9-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 312 с. — ISBN 978-5-89349-275-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74738 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Блинова Ольга Владимировна
  • Федотов Максим Леонидович
  • Оскольская Софья Алексеевна
  • Герасимов Дмитрий Валентинович
  • Заика Наталья Михайловна
  • Евграфова Карина Владимировна
  • Мищенко Дарья Федоровна