We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Morphosyntactic Structure of Russian Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor


Попова Татьяна Ивановна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с корпусным материалом русского языка с использованием современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
  • Ознакомление слушателей ссовременным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
  • Получение слушателями представления о типологической специфике русского языка
  • Демонстрация на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов
  • Приобретение слушателями навыков пользования корпусами текстов и другими лингвистическими ресурсами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знания основных подходов к выделению частей речи в языках мира, критериев выделения частей речи в русском языке, инвентаря русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов
  • Демонстрировать знания основных лексико-грамматических разрядов открытых классов слов, применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
  • Демонстрировать знания общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, основные понятия и актуальные проблемы русской аспектологии.
  • Демонстрировать знания основных понятий, связанных с грамматическими особенностями спонтанной разговорной речи
  • Демонстрировать знания общей организации русской именной системы и категориями русского имени, основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов
  • Демонстрировать знания основных понятий, фактов и проблем, касающихся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Части речи
  • Именная морфология
  • Глагольная морфология
  • Части речи: закрытые классы
  • Грамматические особенности устной спонтанной речи
  • Современные исследования грамматического строя русского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательская работа
    Представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания проверяют усвоение содержания семинаров и материалов курса (литература по темам) в различных форматах: 1. Обзор научной литературы Студент анализирует предложенный научный журнал, сборник, монографию и представляет тематический план: разделы, методы, материал, подходы исследователей в различным научным проблемам современной лингвистики. Студент также анализирует списки литературы и составляет список литературы, в котором собраны наиболее значимые для лингвистики трудов и исследований последнего столетия. Журналы и сборники для анализа: • «Русская грамматика»; • «Вопросы языкознания»; • «Русская речь»; • «Коммуникативные исследования»; • «Вестник Томского государственного университета» и др. 2. Конспекты к прочитанным статьям (инфографика, схемы, таблицы): Студент оформляет конспект в электронном виде, используя навыки информационной обработки текста: сокращение, выделение главного. Главная задача включать в конспект не только текстовые блоки, но и элементы визуализации данных (схемы, таблицы, план статьи). Количество: 5 конспектов за курс. 3. Итоговый тест Студенты выполняют тест в электронном виде, который проверяет теоретические и практические знания в соответствии с изученными в рамках курса темами.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент отвечает на 2 вопроса из билета и анализирует фрагмент текста (художественная/нехудожественная литература) в различных аспектах, изученных во время освоения курса (особенности именной и глагольной морфологии).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Домашние задания + 0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грамматический словарь русского языка. Словоизменение : около 100 000 слов, Зализняк, А. А., 1977

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2020

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Попова Татьяна Ивановна