• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inroduction to the Philosophy of Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Mikirtumov, Ivan

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой проблемно-ориентированное введение в философию языка, учитывающее круг проблем и методов современного языкознания. Слушатели знакомятся с центральной для философии языка проблемой значения, включая как теории значения имён, других классов референциальных выражений и общих терминов в их историческом развитии, так и модели семантической композиции — построения значения предложения и дискурса из значений его частей, составляющие основу формальных подходов к лингвистической семантике. Помимо этого обсуждаются проблемы соотношения языка и мышления, врождённого и приобретённого, универсального и индивидуального в языках мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными проблемами философии языка
  • Знакомство с основными теориями значения слова
  • Знакомство с основными моделями значения предложения и организации дискурса
  • Введение в полемику о соотношении врождённого и приобретённого в языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в проблемном поле философии языка и его связях с языкознанием
  • Обнаруживать философские предпосылки грамматических и семантических теорий
  • Демонстрировать знания основных теорий структуры языкового знака
  • Демонстрировать знания основных подходов к моделированию композиции значений
  • Анализировать речевое общение с прагматической точки зрения
  • Демонстрировать знание основных аргументов в полемике о происхождении языка и архитектуре языковой способности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии языка
  • Проблема значения слова
  • Проблема значения предложения
  • Универсальное и специфическое в языке
  • Неденотативные теории значения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий работа на семинарах
    Количественная и качественная оценка участия студента в обсуждении текстов или проблем на семинарских занятиях
  • неблокирующий доклад
    Выступление студента или небольшой группы студентов, в котором несколько конкурирующих лингвофилософских теорий применяются к явлению конкретного языка или материалу конкретных текстов (по выбору студента, согласованному с преподавателем)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * доклад + 0.3 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Klaus Graf. (2016). Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4490779

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Craig, E. (2005). The Shorter Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144847

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Тискин Даниил Борисович