We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inroduction to the Philosophy of Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Тискин Даниил Борисович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой проблемно-ориентированное введение в философию языка, учитывающее круг проблем и методов современного языкознания. Слушатели знакомятся с центральной для философии языка проблемой значения, включая как теории значения имён, других классов референциальных выражений и общих терминов в их историческом развитии, так и модели семантической композиции — построения значения предложения и дискурса из значений его частей, составляющие основу формальных подходов к лингвистической семантике. Помимо этого обсуждаются проблемы соотношения языка и мышления, врождённого и приобретённого, универсального и индивидуального в языках мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными проблемами философии языка
  • Знакомство с основными теориями значения слова
  • Знакомство с основными моделями значения предложения и организации дискурса
  • Введение в полемику о соотношении врождённого и приобретённого в языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в проблемном поле философии языка и его связях с языкознанием
  • Обнаруживать философские предпосылки грамматических и семантических теорий
  • Демонстрировать знания основных теорий структуры языкового знака
  • Демонстрировать знания основных подходов к моделированию композиции значений
  • Анализировать речевое общение с прагматической точки зрения
  • Демонстрировать знание основных аргументов в полемике о происхождении языка и архитектуре языковой способности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии языка
  • Проблема значения слова
  • Проблема значения предложения
  • Универсальное и специфическое в языке
  • Неденотативные теории значения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий работа на семинарах
    Количественная и качественная оценка участия студента в обсуждении текстов или проблем на семинарских занятиях
  • неблокирующий доклад
    Выступление студента или небольшой группы студентов, в котором несколько конкурирующих лингвофилософских теорий применяются к явлению конкретного языка или материалу конкретных текстов (по выбору студента, согласованному с преподавателем)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * доклад + 0.3 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Klaus Graf. (2016). Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4490779

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Craig, E. (2005). The Shorter Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144847

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Тискин Даниил Борисович