We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Roman Literature (Readings in the Original)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Межерицкая Светлана Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с римской литературой классической эпохи. В ходе занятий студенты знакомятся с элементами фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка, а также с основами римского стихосложения; у студента формируются навыки чтения, анализа и комментирования оригинального стихотворного и прозаического текста; курс предполагает использование латинского языка в дальнейшем для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами филологической программы истории римской литературы классической эпохи, а также основ латинской версификации
  • Формирование навыков чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов на латинском языке
  • Овладение навыками художественного перевода латинских текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание периодизации римской литературы, характерных отдельных этапов, основных римских авторов классической эпохи и их важнейшие произведения
  • Демонстрировать представление о римской историографии классической эпохи, жанровом и стилистическом своеобразии творчества Юлия Цезаря, его месте в истории римской литературы, демонстрировать навыки чтения и анализа его произведений, переводить и комментировать прозаический текст
  • Демонстрировать знание римской поэзии августовской эпохи, охарактеризовывать основные произведения Вергилия, Горация и Овидия, их влияние на римскую литературу, демонстрировать навыки аналитического чтения и художественного перевода стихотворного текста
  • Выделять особенности римского эпоса классической эпохи, проявлять навыки чтения латинского гекзаметра, анализировать и переводить произведения Вергилия
  • Различать особенности жанра оды, основные стихотворные размеры латинской лирики, демонстрировать способность к комментированному чтению и переводу поэтических текстов Горация
  • Ориентироваться в творчестве Овидия, анализировать и переводить его основные произведения
  • Демонстрировать знание римского ораторского искусства классической эпохи, основных его представителей, а также их наиболее значимые работы, способность охарактеризовать творчество Цицерона, определять его место в истории римской литературы, анализировать и переводить риторические тексты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие сведения из истории римской литературы. Периодизация. Основные направления, жанры и их представители.
  • Некоторые сведения из истории римской историографии классической эпохи. Гай Юлий Цезарь. Роль Цезаря в истории римской литературы. «Записки о Галльской войне».
  • Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства классической эпохи. Марк Туллий Цицерон. Роль Цицерона в истории римской литературы. Речи. «Первая речь против Катилины»
  • Некоторые сведения из истории римской поэзии августовской эпохи. Квинт Гораций Флакк. Роль Горация в истории римской литературы. Оды Горация.
  • Поэзия августовской эпохи. Публий Вергилий Марон. Роль Вергилия в истории римской литературы. «Энеида».
  • Поэзия августовской эпохи. Публий Овидий Назон. Роль Овидия в истории римской литературы. «Метаморфозы»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Семинарские занятия проходят в форме чтения, перевода, грамматического и стилистического анализа отрывка из латинского текста. С заданиями студенты знакомятся заранее (тексты направляются студентам по электронной почте)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, представляющая собой перевод фрагмента прозаического текста с его полным грамматическим разбором и стилистическим анализом.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Письменная работа, представляющая собой перевод фрагмента поэтического текста с его полным грамматическим разбором и стилистическим анализом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to Horace, , 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Now and Rome : Lucan and Vergil as theorists of politics and space, Willis, I., 2012

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна