We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Teaching Methods in Language and Literature

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors


Свирина Наталья Михайловна


Сокольницкая Татьяна Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс готовит студентов к преподавательской деятельности, формирует у них как общеметодологических навыков работы в школе, так и представлений о специфике преподавания русского языка и литературы, вырабатывает конкретные навыки и умения, необходимые для учителя-словесника.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка студентов к преподавательской деятельности
  • формирование общеметодологических навыков работы в школе
  • формирование представлений о специфике преподавания русского языка и литературы
  • выработка конкретных навыков и умений, необходимых для учителя-словесника
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты овладеют навыками структурного анализа художественных текстов.
  • Студенты получают представление об основных формах работы со школьниками на уроках русского языка и литературы
  • Студенты представляют себе основные методологические проблемы преподавания
  • Студенты представляют себе основные методологические проблемы, связанные с преподаванием литературы в школе
  • Студенты представляют себе основные способы работы с нестандартными задачами
  • Студенты представляют себе преимущества и недостатки разных подходов к преподаванию русского языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общеметодологические вопросы преподавания
  • Преподавание русского языка. Проблема "школьная грамматика VS. современная лингвистическая теория"
  • Преподавание русского языка. Проблема "русский язык VS. лингвистика"
  • Орфография и фонетика
  • Морфология. Традиционный подход к описанию именных категорий
  • Морфология. Традиционный подход к описанию глагольных категорий
  • Словообразование
  • Нестандартные задачи по русскому языку
  • "Школьный" синтаксис
  • Преподавание литературы
  • Понятие лингвистического анализа текста
  • Основы сюжетосложения
  • История русского литературного языка и проблема стиля
  • Поэтика. Тропы
  • Стиховедение
  • Изменения в литературном языке. Восприятие и понимание текстов классической русской литературы
  • Изменения в литературном языке и проблема поэтического языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    В случае пропуска даты подачи работы по уважительной причине работа подается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска.
  • неблокирующий Контрольная работа
    В случае пропуска даты подачи работы по уважительной причине работа подается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска.
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Экзамен проводится в письменной форме по электронной почте. Прокторинг не используется. В согласованное время студент получает задание от преподавателя и через оговоренное время присылает свои ответы. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми источниками, если не оговорено обратное. Проблема временного нарушения связи не актуальна.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Домашние задания + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12491-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447618 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Иткин Илья Борисович