We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontolinguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Воейкова Мария Дмитриевна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать владение основными понятиями, связанными с описанием процесса усвоения языка, способность прочесть и проанализировать текст научной работы по теме
  • Представлять основные теоретические подходы к анализу речи ребенка, понимать разницу между нативистскими и конструктивистскими теориями усвоения языка
  • Демонстрировать знание работ и теоретических взглядов ведущих исследователей в данной области в России и за рубежом
  • Верно интерпретировать речевые ошибки детей и приблизительно определять этап их языкового развития
  • Различать преимущества и недостатки разных стратегий общения взрослого с ребенком и оценивать особенности языкового поведения родителей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и методы изучения детской речи в России и в мире
  • Теоретические модели усвоения языка ребенком
  • Периодизация и определение уровня языкового развития
  • Основные этапы усвоения звуковой системы, лексики и грамматики родного языка
  • Индивидуальные, групповые, идиоэтнические и общие особенности речевой продукции детей. Языковые стратегии взрослых
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный опрос
    Письменный опрос представляет собой набор из 20 вопросов предполагающих внимательное отношение к материалу лекций или анализ данных детской речи.
  • неблокирующий Письменная работа
    Тест по морфологии предполагает умение анализировать детские речевые ошибки и объяснять их источники. В ответах на некоторые вопросы предполагается знакомство с научной литературой.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой ответ на 1 теоретический вопрос и практический разбор образца спонтанной речи ребенка. 1) Студент вытягивает номер теоретического вопроса (или мы его определяем по генератору случайных чисел) и получает текст для разбора. 2) На подготовку к ответу – 30 минут. 3) При разборе текста нужно дать полную характеристику речи ребенка с фонетической, морфологической и синтаксической точки зрения. Фонетический разбор включает • Анализ замен гласных и согласных; • Слоговую редукцию; • Упрощение кластеров; • Метатезис Морфологический анализ заключается в том, чтобы описать наличие/отсутствие морфологических противопоставлений в области существительных, глаголов и прилагательных, а также найти и объяснить случаи ошибочного употребления форм. Синтаксический анализ включает определение MLU (средней длины высказывания) По результатам анализа нужно постараться примерно определить возраст ребенка и преобладающую стратегию усвоения языка. Общий ответ доложен занимать 6-10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Письменная работа + 0.3 * Письменный опрос + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Язык ребенка : онтогенез речевой коммуникации, Лепская, Н. И., 2013

Авторы

  • Воейкова Мария Дмитриевна
  • Кессель Ксения Витальевна