We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Latest Russian Literature

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors


Азаренков Антон Александрович


Павловская Анастасия Юрьевна


Павловский Алексей Федорович


Razuvalova, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Посталинская фаза советской модерности была ознаменована возникновением новых форм рефлексии времени и истории. Это проявилось, с одной стороны, в ревизии футуроориентированных нарративов и утопизма, а с другой, в проснувшемся интересе к прошлому, «ретроспективизме» и «антикварианизме» (Денис Козлов), в реабилитации идеи «наследия» (Ирина Сандомирская). В этот период позднесоветский субъект позиционирует себя в историческом потоке более куда сложным образом, нежели раньше. В столь разноплановых явлениях, как постепенный пересмотр представлений о культурной памяти (осуществляемый, среди прочего, и в академическом дискурсе с его интересом к устойчивым структурам, архетипам, мифопоэтике), циркуляция дискурсов и практик «возвращения к истокам», актуализация нарративов деградации и вырождения, осторожная проблематизация футурологического оптимизма и поиск новых возможностей для реанимации мессиански заряженного чувства будущего, можно видеть травматическую реакцию на разрыв исторической преемственности (1917 год) и по-разному концептуализируемую утрату. В рамках курса будут рассмотрены, во-первых, специфичные для советской литературы 1960-1980-х гг. способы литературной нарративизации исторического и культурного опыта советского общества, процессы формирования «мест» (П. Нора) и «событий памяти» (А. Эткинд), во-вторых, разработка образов и сценариев будущего в научно-фантастической литературе и некоторых разновидностях антиутопии. Задача, решаемая на лекционных и семинарских занятиях, – осмысливая формы переживания прошлого и проектирования будущего в позднесоветской подцензурной литературе, обозначить контуры позднесоветского консервативного воображения, предложить ответы на вопросы о природе советского ретроспективизма и причинах, вызвавших уже в постсоветский период кризис в производстве моделей будущего и более совершенного мироустройства.Некоторые авторы, рассматриваемые в рамках лекционных и семинарских занятий:Б. Окуджава. Путешествие дилетантов.Ю. Трифонов. Нетерпение. Старик. В. Шукшин. Рассказы.И. Ефремов. Час быка.А. Казанцев. Донкихоты Вселенной.С. Гансовский. Млечный путь.А. и Б. Стругацкие. Хищные вещи века. Пикник на обочине. Жук в муравейнике.В. Войнович. Москва 2042.А. Кабаков. Невозвращенец.В. Пелевин. Омон Ра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о специфике позднесоветской культуры, практиках и процедурах формирования позднесоветского субъекта
  • Знакомство студентов с разнообразными культурно-идеологическими стратегиями «присвоения» прошлого и конструирования будущего в позднесоветской подцензурной прозе
  • Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
  • Систематическое знакомство студентов с отечественными поэтическими практиками XX–XXI вв
  • Развитие у студентов навыков разноаспектного анализа поэтического текста
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание основных способов нарративизации исторического опыта в позднесоветской прозе (имена, сообщества, тексты)
  • Демонстрировать знание о формах манифестации «утопического» и «антиутопического» в позднесоветской культуре и его критике
  • Демонстрировать представление о специфике соотношения консервативного (традиционалистского) и инновативного в подцензурной позднесоветской литературе
  • Анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их возникновения и бытования
  • Демонстрировать знание ряда наиболее репрезентативных для данного учебного курса имен и художественных текстов
  • Ориентироваться в основных тенденциях позднесоветской подцензурной прозы, связанных с конструированием образов прошлого и будущего
  • Создавать исследовательский текст и осуществлять грамотный историко-культурный анализ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература поздней советской модерности: культурно-идеологический климат, институты, особенности организации литературного поля
  • Литература позднесоветского неопочвенничества и историческая проза 1970-1980-х: «в поисках утраченного»
  • Феномен советской научной фантастики: производство образов будущего. Утопическое и антиутопическое в позднесоветской культуре
  • Официоз и андеграунд: как начинались «эстетические разногласия» русской поэзии с советской властью.
  • Андеграунд до андеграунда: зарождение поэтического нонконформизма в раннем СССР.
  • После Сталина: первые неподцензурные сообщества
  • После Бродского: поэзия «длинных 70-х».
  • Ветер перемен: поэзия во времена перестройки и дальше.
  • Автобиографическое письмо, эго-документальность, субъективность
  • От автобиографического письма к автобиографической литературе
  • Автобиографический поворот в русскоязычной литературе второй половины ХХ века
  • Жанровое разнообразие автобиографической литературы XXI в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Коллективная презентация
    Презентация выполняется в группах по 2 человека. Презентации посвящены анализу автобиографических литературных текстов из предложенных преподавателями.
  • неблокирующий Эссе
    Финальное эссе выполняется индивидуально. Эссе должно быть посвящено анализу одного или нескольких литературных автобиографических текстов по выбору учащегося.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Эссе + 0.25 * Эссе
  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллективная презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Soviet Literature of the Thirties: A Reappraisal. Sociocriticism. Vol. II №1 Octobre 1986, , 1986
  • История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) : учеб. пособие, Мусатов, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature, Dobrenko, E., 1997
  • Основы теории литературы. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение, Федотов, О. И., 2003

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Разувалова Анна Ивановна
  • Азаренков Антон Александрович