We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Humanities

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructors


Kirina, Margarita

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в цифровые гуманитарные науки для лингвистов и литературоведов и знакомит слушателей с наиболее выдающимися проектами и направлениями в digital humanities. Студенты изучат основные категории и инструменты для разметки текстовых данных и описания культурных объектов; освоят методы стилеметрического анализа и сетевой визуализации данных в социогуманитарных науках; познакомятся с ключевыми понятиями и методами автоматической обработки художественных текстов. Курс способствует выработке и закреплению профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы с использованием цифровых методов в междисциплинарной перспективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знания об основных методах и направлениях развития цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и применения цифровых технологий для решения практических задач, связанных с сохранением культурного наследия;
  • Знакомство студентов-филологов с базовыми понятиями и методами анализа и визуализации филологических данных, развитие навыков работы с программным инструментарием для визуализации графов и сетевого анализа, стилеметрического анализа и решения задач автоматической обработки текстов;
  • Подготовка студентов к самостоятельной исследовательской деятельности в области цифровых гуманитарных наук, включая развитие навыков работы с существующими цифровыми ресурсами и создания собственных цифровых проектов;
  • Знакомство студентов-филологов с методами искусственного интеллекта и возможностями их применения для решения общих и специальных задач в лингвистической и литературоведческой деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь описывать и применять основные принципы подготовки и разметки данных при подготовке корпуса, включая адаптацию разметки под исследовательские задачи с использованием стандарта TEI.
  • Знать историю возникновения проекта TEI (Text Encoding Initiative) и примеры ресурсов использующих его принципы в своей работе.
  • Знать основные международные и отечественные исследовательские инфраструктуры в области Digital Humanities.
  • Уметь пользоваться инструментами для проведения стилеметрического анализа, в частности программным пакетом 'stylo' (на языке программирования R).
  • Уметь проводить сетевой анализ художественных текстов, рассчитывать метрики центральности, применять алгоритмы выделения сообществ в социальных графах с помощью Gephi.
  • Владеть навыками работы с цифровыми ресурсами и их использования для проведения научных исследований междисциплинарного характера.
  • Знать возможности применения методов искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в лингвистической и литературоведческой деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в Digital Humanities
  • Цифровые ресурсы в гуманитарных науках: от архивов до семантических изданий
  • Стилеметрический анализ
  • Сетевой анализ в гуманитарных исследованиях
  • Прикладные задачи в литературоведении и лингвистике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах предусматривает ответы на вопросы преподавателя, участие в решении заданий по каждой теме.
  • неблокирующий Экзамен
    Состоит из тестовой и практической части, проводится в SmartLMS.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад предполагает презентацию результатов работы с одним цифровым ресурсом (на выбор), его описание по предложенному преподавателем плану, а также представление опыта проведения мини-исследования на его основе. Доклад выполняется в группах от 3 до 4 чел. и сопровождается презентацией, содержащей наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий результаты работы с ресурсом.
  • неблокирующий Практическая работа №1 (Gephi)
    Кейс по работе с ПО "Gephi" для сетевого анализа и визуализации.
  • неблокирующий Практическая работа №2 (stylo)
    Работа с функциями stylo, classify и oppose пакета для стилеметрического анализа ‘stylo’.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.1 * Активность на семинарах + 0.25 * Доклад + 0.175 * Практическая работа №1 (Gephi) + 0.175 * Практическая работа №2 (stylo) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schreibman, S., Siemens, R. G., & Unsworth, J. (2004). A Companion to Digital Humanities. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231516

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Кирина Маргарита Александровна