We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research seminar «The Art of Vladimir Nabokov»

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Baskina (Malikova), Maria

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Художественный мир Владимира Набокова» ставит своей целью ознакомить студентов с основными чертами художественного мира Владимира Набокова и с традиционными филологическими способами анализа художественного мира писателя, наиболее продуктивными для чтения Набокова, а также научить самостоятельно их применять. Основным предметом служит русскоязычное художественное творчество Набокова-Сирина (романы, рассказы, автобиография, стихи, критика), также к рассмотрению привлекаются его лекции по русской и зарубежной литературе, интервью, автопереводы, в меньшей степени англоязычная художественная проза. Студенты получают представление о том, как устроен художественный текст вообще и художественный мир Набокова в частности и об основах историко-литературного, структурно-семиотического, нарратологического, интертекстуального методов его анализа. Семинар строится как чтение произведений Набокова, от ранних стихов и первого русского романа «Машенька» до последнего, «Дар», с анализом в каждом произведении или группе произведений ключевых художественных приемов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определять понятие художественного произведения, основные способы его традиционного филологического анализа.
  • Иметь представление об эволюции творчества Набокова и ключевых чертах его художественного мира, взглядах писателя на литературу, его месте в контексте русской литературы
  • Демонстрировать знание нескольких способов анализа художественного текста, наиболее адекватных для понимания творчества Набокова: историко-литературного, структурно-семиотического, мотивного, нарратологического, ознакомление с интертекстуальным подходом и задачей комментария.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать понимание специфики художественного текста
  • Демонстрировать знания об основных выдвинутых ведущими исследователями концепциях творчества Набокова, о взглядах самого Набокова на литературу
  • Демонстрировать навыки филологического чтения художественного произведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Набоков о литературе. Структура художественного текста. Литература, биография и автобиография писателя.
  • Роман «Машенька» (1925). Переход от стихов к прозе.
  • Романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1930), «Камера обскура» (1932)
  • Повесть «Соглядатай» (1930) и роман «Отчаяние» (1934)
  • Роман «Приглашение на казнь» (1936)
  • Романы «Дар» (1939), «The Real Life of Sebastian Knight» (1941), автобиография “Conclusive Evidence” (1951) / «Другие берега» (1954)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Выполняется вне аудитории. Заключается в филологическом анализе одного короткого прозаического Набокова из предложенных на выбор
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное выступление на семинаре по одной теме. Презентация не должна занимать менее 20-30 минут и должна быть основана на самостоятельной работе студента с произведениями Набокова, других писателей (по выбору) и исследованиями из основного и дополнительного списков литературы. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. После презентации проводится ее семинарское обсуждение, на котором выступающий отвечает на вопросы и возражения своих соучеников. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Тест
    Тесты проводятся несколько раз на протяжении НИСа. Их цель – проверить степень внимательности студентов в чтении произведений Набокова, их способность фиксировать важные детали.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.2 * Тест + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Структура художественного текста, Лотман, Ю. М., 1970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Структура художественного текста; Анализ поэтического текста, Лотман, Ю. М., 2018

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна