We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theoretical Approaches and Directions of Modern Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors


Вилинбахова Елена Леонидовна


Zaika, Natalia


Риехакайнен Елена Игоревна


Тискин Даниил Борисович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с наиболее важными современными точками зрения на структуру языка и способы объяснения явлений в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, а также даёт представление о широком спектре актуальных исследовательских задач и о стандартах аргументации в современной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку
  • Овладение проблемным полем, понятийным и терминологическим аппаратом современной лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
  • Студент знает основные черты формальных и функциональных подходов к языку, основные стратегии объяснения в лингвистике
  • Студент различает основные принципы типологического описания фонологических и морфологических систем языков мира, способен объяснять явления конкретного языка в свете типологических и ареальных тенденций
  • Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике, объясняет психолингвистические данные с точки зрения устройства когнитивных функций человека
  • Студент объясняет стратегии речевого поведения в свете целей коммуникации и мотиваций коммуникантов
  • Студент проводит синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода, критически оценивает формальные модели грамматических явлений
  • Студент описывает преимущества и недостатки моделей разных типов на материале широкого спектра грамматических явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор теоретических подходов к языку
  • Теория и исследования грамматикализации
  • Когнитивно-ориентированные подходы
  • Прагматическое направление
  • Формальные подходы к языку: генеративная грамматика и фонология
  • Конкуренция формализма и функционализма в актуальных исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен (II модуль)
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания.
  • неблокирующий экзамен (IV модуль)
    Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
  • неблокирующий домашние задания (III–IV модули)
    Домашнее задание состоит из задач на построение дерева структуры синтаксической составляющей и заданий для развёрнутого ответа, предполагающих анализ языкового материала с точки зрения генеративной теории
  • неблокирующий домашние задания (I–II модули)
    Домашние задания могут предполагать развернутые ответы на вопросы, требующие анализа языкового материала с точки зрения той или иной теории, критический анализ источника или подготовку и представление мини-исследования по выбранной теме, соответствующей одному из тематических разделов курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * домашние задания (I–II модули) + 0.4 * экзамен (II модуль)
  • 2024/2025 4th module
    0.4 * домашние задания (III–IV модули) + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен (IV модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
  • Muriel Norde. (2009). Degrammaticalization. OUP Oxford.
  • Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496

Авторы

  • Заика Наталья Михайловна
  • Риехакайнен Елена Игоревна
  • Князев Михаил Юрьевич
  • Тискин Даниил Борисович