We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Latin

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors


Батрунова Юлия Максимовна


Борисочева Елизавета Андреевна


Kostyleva, Tatiana


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
  • Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
  • Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
  • Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
  • Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
  • Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
  • Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
  • Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
  • Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
  • Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
  • Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории латинского языка.
  • Глагол
  • Имя существительное.
  • Глаголы третьего спряжения
  • Второе склонение
  • Praesens indicativi passivi.
  • Perfectum indicativi passivi
  • Третье склонение существительных.
  • Указательные местоимения.
  • Imperfectum indicativi activi et passivi.
  • Perfectum indicativi activi.
  • Сослагательное наклонение.
  • Прилагательные третьего склонения.
  • Четвёртое склонение существительных.
  • Пятое склонение существительных.
  • Функции падежей (обобщение).
  • Конъюнктив в независимом предложении.
  • Будущее время.
  • Согласование времён.
  • Недостаточные глаголы.
  • Числительные.
  • Условные придаточные предложения.
  • Чтение авторов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (перевод текста, дополнительные задания).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексические диктанты + 0.24 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 4th module
    0.06 * Домашняя работа + 0.06 * Домашняя работа + 0.12 * Лексические диктанты + 0.12 * Лексические диктанты + 0.12 * Проверочные работы + 0.12 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
  • Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1
  • Подосинов, А. В. Латинско-русский словарь : словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. — 7-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1304-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Подосинов, А. А. Русско-латинский словарь : словарь / А. А. Подосинов, А. М. Белов. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-9765-1303-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3777 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тронский, И. М.  Очерки из истории латинского языка / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-04861-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441224 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Суториус Константин Владимирович
  • Кессель Ксения Витальевна
  • Ермакова Лия Леонидовна
  • Солнцев Сергей Владимирович