We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Literature and Culture in Comparative Contexts"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Литература и культура в сравнительных контекстах» предполагает осмысление роли литературы в формировании и ревизии представлений о субъекте как одной из центральных категорий европейской культуры. В фокусе внимания будет находиться фундаментальная для культурной антропологии проблема взаимоотношений человека и животного и ее рефлексия в литературе. Сосредоточив внимание на изображении людей и животных в литературе, новых теоретических подходах и практиках интерпретации, сложившихся в этой сфере, мы проанализируем философско-антропологический, идеологический и словесно-образный аспекты репрезентаций животного в литературе и культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить со сложным комплексом идей и дискурсов, определявших в русской и зарубежной культуре представления о животном и человеке, раскрыть роль литературы в конструировании подобных представлений, учитывая специфичность литературного дискурса, проанализировать разные типы художественной концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «животность – человечность».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Студент знаком с основными этапами и тенденциями европейской философской мысли о животном, может охарактеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XXI вв. и затрагивавших проблему онтологического и гражданского статуса животного.
  • • Студент имеет представление о традиционных и новейших способах репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), способен описать их параметры.
  • • Студент знаком с принципами historical animal studies и подходами исследователей, чьи работы являются классикой в этой научной области.
  • • Студент знаком с принципами literary animal studies и «зоопоэтикой», способен историзовать и контекстуализировать писательский способ мышления о животном и человеке.
  • • Студент способен охарактеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЖИВОТНОЕ КАК ANIMAL OTHER
  • ЖИВОТНОЕ КАК «ОБЪЕКТ» ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ЖЕРТВА: НАСИЛИЕ И УЯЗВИМОСТЬ
  • ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время занятий.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа (объемом 700-900 слов, по теме из предложенного преподавателем перечня или по теме, предложенной студентом и согласованной с преподавателем) выполняется вне аудитории в день, указанный в расписании сессии.
  • неблокирующий Промежуточное эссе
    Темы эссе (объемом 500-600 слов, по выбору студента из заранее предложенного преподавателем перечня) разработаны на основе пройденного на занятиях материала. Эссе пишется вне аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.6 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговое эссе + 0.15 * Промежуточное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.
  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.

Авторы

  • Иванова Анастасия Сергеевна
  • Разувалова Анна Ивановна