• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Literature and Culture in Comparative Contexts"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Литература и культура в сравнительных контекстах» предполагает осмысление роли литературы в формировании и ревизии представлений о субъекте как одной из центральных категорий европейской культуры. В фокусе внимания будет находиться фундаментальная для культурной антропологии проблема взаимоотношений человека и животного и ее рефлексия в литературе. Сосредоточив внимание на изображении людей и животных в литературе, новых теоретических подходах и практиках интерпретации, сложившихся в этой сфере, мы проанализируем философско-антропологический, идеологический и словесно-образный аспекты репрезентаций животного в литературе и культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить со сложным комплексом идей и дискурсов, определявших в русской и зарубежной культуре представления о животном и человеке, раскрыть роль литературы в конструировании подобных представлений, учитывая специфичность литературного дискурса, проанализировать разные типы художественной концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «животность – человечность».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Студент знаком с основными этапами и тенденциями европейской философской мысли о животном, может охарактеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XXI вв. и затрагивавших проблему онтологического и гражданского статуса животного.
  • • Студент имеет представление о традиционных и новейших способах репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), способен описать их параметры.
  • • Студент знаком с принципами historical animal studies и подходами исследователей, чьи работы являются классикой в этой научной области.
  • • Студент знаком с принципами literary animal studies и «зоопоэтикой», способен историзовать и контекстуализировать писательский способ мышления о животном и человеке.
  • • Студент способен охарактеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЖИВОТНОЕ КАК ANIMAL OTHER
  • ЖИВОТНОЕ КАК «ОБЪЕКТ» ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ЖЕРТВА: НАСИЛИЕ И УЯЗВИМОСТЬ
  • ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время занятий.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа (объемом 700-900 слов, по теме из предложенного преподавателем перечня или по теме, предложенной студентом и согласованной с преподавателем) выполняется вне аудитории в день, указанный в расписании сессии.
  • неблокирующий Промежуточное эссе
    Темы эссе (объемом 500-600 слов, по выбору студента из заранее предложенного преподавателем перечня) разработаны на основе пройденного на занятиях материала. Эссе пишется вне аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.6 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговое эссе + 0.15 * Промежуточное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.
  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.