• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Non-Classical Folklore

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Неклассический фольклор» посвящен фольклору и фольклорным практикам, бытующим в современной городской культуре. Особое внимание уделено формам распространения фольклора, сложившимся в последние десятилетия, — интернет-фольклору (в том числе мемам и культуре сетевых сообществ), вербальной и невербальной трансляции фольклорных текстов. Курс формирует представление о современном фольклоре как о пространстве практик и идентичностей, а не перечне жанровых текстов. Наряду с собственно фольклорным материалом и подходами современной фольклористики, широко используется методология современной социальной и культурной антропологии, семиотики культуры, memory studies и др. Курс включает лекционные занятия, в которых используются материалы современной фольклористики и смежных дисциплин, а также семинары, посвященные обсуждению отдельных кейсов. В рамках курса каждый студент проводит собственное исследование современного фольклора на выбранном им материале. Курс развивает основные положения дисциплины «Теория и типология мирового фольклора» и может рассматриваться и как его продолжение, и как самостоятельный предмет.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Неклассический фольклор» являются: ознакомление с основными понятиями фольклористики; освоение фундаментальных для дальнейшей программы элементов специальности; приобретение навыков анализа фольклорного текста, в том числе аудиовизуального; знакомство с жанровым своеобразием современного фольклора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает специфику фольклористики как науки и ее отличие от этнографии и культурной антропологии.
  • Студент ориентируется в определениях современного фольклора.
  • Студент понимает специфику современного фольклора и его отличия от традиционного фольклора.
  • Студент знаком с основными школами фольклористики XX–XXI веков.
  • Студент понимает специфику современного городского фольклора и социальные причины его возникновения.
  • Студент может самостоятельно проанализировать явление современной культуры с точки зрения его связи с традиционной культурой.
  • Студент понимает разницу между фольклором, фэйклором и случаями вторичной фольклоризации.
  • Студент отличает научные и популярные издания фольклорных текстов.
  • Студент знаком с основными подходами к изучению городской песни, фольклора субкультур и неписьменных форм фольклора
  • Студент владеет базовыми навыками полевой работы.
  • Студент знаком со спецификой интернет-фольклора.
  • Студент способен проводить самостоятельное исследование городского и интернет-фольклора, делать самостоятельные выводы и работать в группе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современный фольклор и его специфика
  • Город как пространство современного фольклора
  • Городская песня
  • От анекдота к мему
  • Фольклор субкультур
  • Интернет-фольклор
  • Детский фольклор
  • Визуальные формы современного фольклора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская работа
    семинарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов
  • неблокирующий Проектная работа
    Проектная работа предполагает выполнение 4 проектов в группе с последующей сдачей итогового текста и представлением результатов работы на семинаре. Тема выбирается группой самостоятельно или дается преподавателем.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Эссе представляет собой анализ любого современного фольклорного сюжета/текста. Минимальный объем — 5 тысяч авторских знаков (с пробелами). Требования к эссе 1. В эссе должна быть поставлена цель: сформулирован вопрос и дан на него ответ. Это не обязательно должен быть прорыв в науке — просто покажите, что вы понимаете структуру научного вопроса и алгоритм поиска ответа на него. 2. Обязательно прочитать минимум 2 научные работы по теме. 3. Тема должна быть связана с фольклором (текстами или обрядностью), причем нужно показать понимание природы этого фольклора: к какому жанру принадлежит текст; к какой именно обрядности, семейной или календарной, относится выбранный ритуал и т.д. Плагиат в эссе недопустим. Такое эссе оценивается 0 баллов без возможности пересдачи. Плагиатом считаются все случаи некорректного заимствования: цитирование без указания авторства, пересказ чужой работы, использование чужой темы без указания авторства.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Итоговое эссе + 0.6 * Проектная работа + 0.2 * Семинарская работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комплекс Чебурашки, или Общество послушания : сб. ст., , 2012
  • Повседневность и мифология : исследования по семиотике фольклорной действительности, Богданов, К. А., 2001
  • Прагматика фольклора, Адоньева, С. Б., 2022
  • Слонь, О. В. Детский русский фольклор : учебно-методическое пособие / О. В. Слонь , составитель О. В. Слонь. — Оренбург : ОГПУ, 2018. — 54 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113346 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.