We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cognitive Linguistics

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Попова Татьяна Ивановна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
  • Демонстрировать знания основных концепций, связанных с когнитивным подходом
  • Анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
  • Грамматика конструкций
  • Языковая память.
  • Теория протипов.
  • Прототипические аналогии и "семейное сходство"
  • Рамочная семантика.
  • Интертекстуальность в повседневном языке.
  • Концептуальная метафора
  • Ментальное пространство.
  • "Больше, чем холодный разум"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом около 10 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в дискуссии на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9783110292022 - Dabrowska, Ewa; Divjak, Dagmar - Handbook of Cognitive Linguistics - 2015 - De Gruyter - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1000461 - nlebk - 1000461
  • Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике : учебное пособие / И. В. Арнольд. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 176 с. — ISBN 978-5-9765-2964-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102543 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690

Авторы

  • Попова Татьяна Ивановна
  • Иванова Анастасия Сергеевна