• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Russian Literary Language

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом истории русского литературного языка является эволюция русского языка в контексте истории культуры. Основные этапы в развитии литературного языка соответствуют эпохам восточнославянской и русской культурной истории: 1. Крещение Руси и возникновение восточнославянской/церковнославянской диглоссии (ХІ-ХІІІ вв.). 2. Возвышение Московского царства и архаизация высокого стиля. (XIV-XVI вв.). 3. XVII век - эпоха языковых и культурных конфликтов. 3. XVIII-первая половина ХІХ вв.: развитие универсальной стилевой системы европейской модели культуры. 4. ХХ в.: языковые процессы советского времени и их роль в формировании стилей современного русского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с историей русского языка в связи с историей русской культуры. Показать конфликтный и разнонаправленный характер языковых процессов и их след в коллективной культурной памяти. Студенты должны научиться читать и понимать тексты различных стилей и исторических эпох, от ХІ века до современности. Они должны усвоить представление об исторической и культурной относительности языковых норм, и уметь ориентироваться в многообразии голосов, из которых складывается языковая культура в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
  • Студент демонстрирует знание основных категорий, связанных с изучением истории языка в контексте истории культуры
  • Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания об истории литературного языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие литературного языка. Slavia orthodoxa. Русско-церковнославянская диглоссия ХІ-ХVII века и ее отражение в современном языке. Символический и практический дискурс.
  • Лингвистические и риторические черты высокого стиля: "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона.
  • Новгородские грамоты на бересте как памятник средневекового бытового языка. Соотношение символического и эмпирического дискурса.
  • Киевская и новгородская версия литературного языка.
  • Интеграция двух дискурсивных модальностей.
  • Литература Киевской Руси.
  • Эволюция символического дискурса в XIV-XV веке. Вопрос о "втором южнославянском влиянии".
  • Архаизация и сакрализация языка.
  • Кризис средневековой стилевой системы в XVI-XVII веке.
  • Житие Протопопа Аввакума.
  • Историческая роль поэтического языка. Силлабическая поэзия.
  • "Смеховой мир" и его отражение в языке
  • Новый высокий стиль: стилистика и поэтика оды ХVIII в. Реформа стихосложения и ее культурно-исторический смысл.
  • Роль поэтического дискурса в формировании литературного языка.
  • "Архаисты" и "новаторы": языковая полемика начала ХІХ века. Стилистический дуализм нового времени.
  • Фольклор и письменный язык.
  • Стилевая эволюция Пушкина. Роль Пушкина в истории литературного языка.
  • Философский, научный, эпистолярный дискурс.
  • Язык советской эпохи: соотношение церковнославянских и западноевропейских элементов.
  • Память о советском языке в постсоветскую эпоху
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Доклад
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    эссе на две заданных темы. Объем каждого из ответов - 500 слов. Успешность ответа зависит от содержания анализа, его языковой предметности и логичности изложения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.21 * Аудиторная работа + 0.21 * Аудиторная работа + 0.28 * Доклад + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.), Успенский, Б.А., 2013
  • Мандель Б. Р. - Русский язык и культура речи: история, теория, практика - Вузовский учебник - 2022 - ISBN: 978-5-9558-0079-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=400286
  • Николаева, Т. (2008). Нерешенные Проблемы Истории Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D66D9E6F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
  • ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К вопросу о падении редуцированных гласных в древнерусском языке: хронология, фонологический механизм, отражение в памятниках. Ученые Записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16375024