We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Text Linguistics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Эйсмонт Полина Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

В фокусе внимания курса «ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА» находится грамматика текста. Текст – это сложная языковая единица, имеющая знаковую основу, где план выражения и план содержания взаимно организуют друг друга. План выражения – синтаксис текста – и его план содержания – семантика текста – зависят от очень многих параметров: стиля и жанра текста, интенции его автора, ситуативности и информативности текста в каждом конкретном случае. В рамках курса мы будем анализировать и сопоставлять тексты разных стилей и жанров с точки зрения средств организации его цельности и связности, взаимодействия автора и реципиента при обработке текста, зависимости текста от различных экстралингвистических факторов. Курс будет интересен лингвистам широкого профиля, а также студентам, интересующимся психолингвистикой и медиакоммуникацией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - сформировать у обучающихся представление об организации текста (в широком понимании) и методах изучения механизмов его построения и восприятия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет пониманием проблемы определения текста, разнообразием его типов и подходов к их выделению
  • Студент владеет пониманием разнообразия наук, занимающихся исследованием текста, и умеет соотносить их по специфике подходов к изучению текста
  • Студент знаком широким и узким пониманием текста и способен аргументировать плюсы и минусы каждого из них
  • Студент знаком с разнообразием существующих стилей и жанров и понимает их соотношение
  • Студент имеет представление о различиях письменного и устного текста, о распределении и соотнесении жанрового разнообразия письменных и устных текстов
  • Студент владеет навыками выявления категории интенциональности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интенциональности в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории цельности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации цельности в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории связности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации связности в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории воспринимаемости в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации воспринимаемости в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории информативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации информативности в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории ситуативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации ситуативности в тексте
  • Студент владеет навыками выявления категории интертекстуальности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интертекстуальности в тексте
  • Студент понимает разнообразие средств реализации всех изученных категорий в разных языках и умеет анализировать в соответствии с ними тексты на изучаемом иностранном языке
  • Студент владеет пониманием проблемы определения текста, разнообразием его типов и подходов к их выделению.
  • Студент владеет пониманием разнообразия наук, занимающихся исследованием текста, и умеет соотносить их по специфике подходов к изучению текста.
  • Студент знаком широким и узким пониманием текста и способен аргументировать плюсы и минусы каждого из них.
  • Студент знаком с разнообразием существующих стилей и жанров и понимает их соотношение.
  • Студент имеет представление о различиях письменного и устного текста, о распределении и соотнесении жанрового разнообразия письменных и устных текстов.
  • Студент владеет навыками выявления категории интенциональности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интенциональности в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории цельности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации цельности в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории связности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации связности в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории воспринимаемости в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации воспринимаемости в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории информативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации информативности в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории ситуативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации ситуативности в тексте.
  • Студент владеет навыками выявления категории интертекстуальности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интертекстуальности в тексте.
  • Студент понимает разнообразие средств реализации всех изученных категорий в разных языках и умеет анализировать в соответствии с ними тексты на изучаемом иностранном языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
  • Раздел 2.
  • Раздел 3.
  • Раздел 4.
  • Раздел 5.
  • Раздел 6.
  • Раздел 7.
  • Раздел 8.
  • Раздел 9.
  • Раздел 10.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 40 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться конспектом.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Студенту предлагается выбрать фрагмент текста для перевода и ответа на вопросы. При переводе разрешается пользоваться словарем. Время на подготовку – 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Казарин, Ю. В.  Лингвистический анализ текста : учебное пособие для вузов / Ю. В. Казарин ; под научной редакцией Л. Г. Бабенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473552 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тарасов, М. И.  Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения : учебник и практикум для вузов / М. И. Тарасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14559-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477942 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sidnéa Nunes Ferreira, & Viviane M. Heberle. (2013). Text linguistics and critical discourse analysis: A multimodal analysis of a magazine advertisement. Ilha Do Desterro, 64, 111–134. https://doi.org/10.5007/2175-8026.2013n64p111
  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Художественная речь русского зарубежья: 20-30-е годы XX века: Анализ текста: Учебное пособие / Под ред. Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 326 с.: ISBN 978-5-288-05818-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001179

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна