• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Visual codes of the Avant-Garde"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Спецсеминар (40 часов) построен преимущественно на материале авангардной эпохи и посвящен рассмотрению двух важнейших элементов авторских стратегий и самопрезентаций — обложке и (авто)портрету. Творцы авангарда, с их жизнетворческими интенциями, установкой на игру, манифестарными и максималистскими амбициями, могли придавать особое значение как обложкам своих книг, так и (авто)портретам. На сегодняшний день ни обложкам, ни иконографии авангардных персон исследователи не уделяют достаточного внимания. Между тем, очевидно, что обложка — это первое, с чем сталкивается читатель книги. Обложка вместе с заглавием способна демонстрировать широкий набор разнообразных авторских интенций (начиная с манипуляций именем/псевдонимом); обложка и/или заглавие в отдельных случаях — это ключ к прочтению и интерпретации. При этом визуальная составляющая обложки может радикально расширять ее смысловой диапазон и медийный эффект, реализуя разнообразные стратегии автора. Творцы авангардной эпохи, как и их старшие современники (символисты), ярко поиграли на этом поле — поле обложки. В рамках курса планируется «медленное чтение» обложек и разбор ряда конкретных примеров, когда книжная обложка демонстрировала различные формы проявления интертекстуальности: изобразительно-шрифтовой комплекс обложки мог нести функции скрытой цитации, либо явной или законспирированной пародии, либо пастиша, либо переработки исходного прототипа и творческого заимствования и т. д. — вплоть до отражений собственного жизнетворческого мифа или даже зашифрованного политического высказывания и манифеста. Вполне допустимо рассматривать визуализированную полную прижизненную БИБЛИОграфию (совокупность обложек) того или иного поэта — как его автоБИОграфию; с еще большей очевидностью прижизненная ИКОНОграфия тоже может трактоваться как лаконичная в своей дискретности визуальная БИОграфия. Вместе они способны существенно обогатить наши представления об авторских стратегиях и самопрезентациях творцов авангарда и об эпохе в целом, а также точнее документировать и реконструировать жизнь и творческую судьбу поэта или художника. Кроме того, этот визуальный ряд дает богатую почву для широких филологических, искусствоведческих и культурологических наблюдений.