We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Visual codes of the Avant-Garde"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Ромахин Андрей Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Спецсеминар (40 часов) построен преимущественно на материале авангардной эпохи и посвящен рассмотрению двух важнейших элементов авторских стратегий и самопрезентаций — обложке и (авто)портрету. Творцы авангарда, с их жизнетворческими интенциями, установкой на игру, манифестарными и максималистскими амбициями, могли придавать особое значение как обложкам своих книг, так и (авто)портретам. На сегодняшний день ни обложкам, ни иконографии авангардных персон исследователи не уделяют достаточного внимания. Между тем, очевидно, что обложка — это первое, с чем сталкивается читатель книги. Обложка вместе с заглавием способна демонстрировать широкий набор разнообразных авторских интенций (начиная с манипуляций именем/псевдонимом); обложка и/или заглавие в отдельных случаях — это ключ к прочтению и интерпретации. При этом визуальная составляющая обложки может радикально расширять ее смысловой диапазон и медийный эффект, реализуя разнообразные стратегии автора. Творцы авангардной эпохи, как и их старшие современники (символисты), ярко поиграли на этом поле — поле обложки. В рамках курса планируется «медленное чтение» обложек и разбор ряда конкретных примеров, когда книжная обложка демонстрировала различные формы проявления интертекстуальности: изобразительно-шрифтовой комплекс обложки мог нести функции скрытой цитации, либо явной или законспирированной пародии, либо пастиша, либо переработки исходного прототипа и творческого заимствования и т. д. — вплоть до отражений собственного жизнетворческого мифа или даже зашифрованного политического высказывания и манифеста. Вполне допустимо рассматривать визуализированную полную прижизненную БИБЛИОграфию (совокупность обложек) того или иного поэта — как его автоБИОграфию; с еще большей очевидностью прижизненная ИКОНОграфия тоже может трактоваться как лаконичная в своей дискретности визуальная БИОграфия. Вместе они способны существенно обогатить наши представления об авторских стратегиях и самопрезентациях творцов авангарда и об эпохе в целом, а также точнее документировать и реконструировать жизнь и творческую судьбу поэта или художника. Кроме того, этот визуальный ряд дает богатую почву для широких филологических, искусствоведческих и культурологических наблюдений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным авангардистским артефактом как с историко-литературным источником (нередко провокативно-девиантного характера). Проблематизация аутентичности авангардистского артефакта и демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией, репродукцией, репликой), чреватой вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование навыков «искусства видеть», в аспекте осознания обычно почти не замечаемой «проблемы обложки» — и возможного потенциала ее дешифровки.
  • Подступ к пониманию «проблемы портрета» литературной персоны.
  • Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками; кроме того, ожидается интерес к иконографии авангардистских акторов, а также к феномену заглавия (появлению навыков классификации заглавий литературных текстов и сопутствующей рефлексии).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводные аспекты, терминология и настройка оптики.
  • Вход в книгу: от обложки до эпиграфа.
  • Обложки символистов (беглый экскурс).
  • Обложки конструктивистов.
  • Имя автора на обложке.
  • Портрет и автопортрет как самопрезентация.
  • Портрет на обложке и фронтисписе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа и устный мини-доклад
    Аудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов в ходе семинарских занятий (обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом). В течение двух модулей каждый студент должен хотя бы один раз выступить с мини-докладом, в котором представить свои наблюдения и/или находки в области обложек или портретов. Длительность выступления 15–20 минут.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.7 * Итоговая письменная работа + 0.3 * Аудиторная работа и устный мини-доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фещенко, В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве : монография / В. В. Фещенко. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Ростовой Н.Н. - Философия русского авангарда. Коллективная монография - 978-5-9988-0649-0 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/38598 - 38598 - PROSPECT

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Ромахин Андрей Анатольевич