We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Russian Emigration as a Place of Memory"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Димитриев Виктор Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматривается художественный мир «молодой» парижской эмиграции межвоенных десятилетий с точки зрения одного привилегированного концепта — памяти. Проблематика памяти неоднозначно проявлена в литературе русского зарубежья: воспоминание организует «социальные рамки» эмигрантского сообщества и в то же время становится формой художественных исканий. На семинарах мы будем обсуждать, что вспоминают «герои» эмигрантской прозы; как воспоминание выражается на уровне поэтики и с какими литературными традициями связано; наконец, каким целям служит. В ходе курса особое внимание будет уделено текстам В. Варшавского, Г. Газданова, В. Набокова-Сирина, Б. Поплавского, С. Шаршуна, В. Яновского.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Познакомить студентов с характерными чертами эмигрантской словесности межвоенных десятилетий с особенным акцентом на литературе русского Монпарнаса.
  • 2. Сформировать представление о мнемонических особенностях литературы эмиграции и о теоретических подходах к анализу памяти в художественном тексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует короткую прозу Гайто Газданова и Владимира Варшавского с точки зрения «романа сознания».
  • знаком с историей создания и характерными особенностями журнала «Числа» и поэзией «парижской ноты».
  • знаком с ключевыми мнемоническими особенностями эмигрантской словесности
  • знаком с основными особенностями прозы Бориса Поплавского.
  • имеет представление о трансформациях жанра «человеческого документа» в эмиграции.
  • понимает основные проблемы изучения эмигрантской литературы межвоенных десятилетий
  • представляет, как формировался жанр autofiction в эмигрантской прозе.
  • различает влияния Андре Жида, Марселя Пруста и Луи-Фердинанда Селина в эмигрантской прозе межвоенных десятилетий.
  • сопоставляет отдельные фрагменты мемуарных сочинений «незамеченного поколения».
  • сопоставляет художественные формы памяти в прозе Владимира Набокова-Сирина, Гайто Газданова и Юрия Фельзена.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Литература русского зарубежья: основные подходы к изучению
  • 2. «Места памяти», индивидуальная и коллективная память в эмигрантской литературе межвоенных десятилетий
  • 3. Автор как герой в системе мнемонических отношений.
  • 4. Журнал «Числа» и «парижская нота»
  • 5. «Третья жизнь» в прозе русского зарубежья.
  • 6. Ничейная земля эмиграции: между своим и чужим
  • 7. На границе двух миров: «Машенька» Владимира Набокова-Сирина, «Вечер у Клэр» Гайто Газданова, «Обман» Юрия Фельзена.
  • 8. «…расправиться, наконец, с отвратительным удвоением жизни реальной и описанной»: дилогия Бориса Поплавского
  • 9. «Распад атома» Георгия Иванова — конец прекрасной эпохи.
  • 10. «Экстерриториальная» душа: мемуары «незамеченного поколения»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Это может быть также совместный проект группы студентов, подготовленный по заранее выбранной теме, и тогда совместное время выступления может быть увеличено до 30 минут, и формат выступления может быть выбран самими студентами по предварительному согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Эссе
    Итоговая письменная работа, выполняется внеаудиторно (эссе, 8 000 – 12 000 зн.). Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Аудиторная работа + 0.5 * Эссе + 0.3 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mikhail Maslin A., & Михаил Маслин Александрович. (2014). Destiny of the Russian Emigre Community in the XX-XXI Centuries ; Судьба русского зарубежья в XX-XXI веках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.902AD0E
  • Барковская, Н. В., Джулиано, Д., & Люцканов, Й. (2019). Эмиграция, внутренняя эмиграция, ссылка, лагерь: общее и различное в самосознании литератора ; Emigration, Inner Emigration, Exile, Camp: the Common and the Specific in the Writer’s Self-consciousness. https://doi.org/10.26170/FK19-01-26
  • Матвеева, Ю. В. Русская литература зарубежья: три волны эмиграции ХХ века : учебно-методическое пособие / Ю. В. Матвеева. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 92 с. — ISBN 978-5-9765-3881-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ДЕМИДОВА ОЛЬГА РОСТИСЛАВОВНА. (2015). Эмиграция Как Проблема Философии Культуры.
  • Люди мира. Русское научное зарубежье: Справочное пособие / Под ред. Баюк Д. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 516 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-766-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002592

Авторы

  • Димитриев Виктор Михайлович
  • Цветкова Екатерина Андреевна