We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and History of Verse

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Азаренков Антон Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с характерными особенностями версификационных систем
  • Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса.
  • Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса
  • Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными методами сравнительно-исторического стиховедения
  • Владеет современными гипотезами о возникновении и развитии национальных форм европейской поэзии (греческой, латинской, германской, романской, славянской).
  • Знает о том, как у разных народов проходил распад силлабо-тоники и появление новых форм тонического и свободного стиха.
  • Знает, как складывалась и развивалась немецкая ямбическая версификация.
  • Имеет представление о развитии средневекового стихосложения, о появлении рифмы и твердых форм.
  • Имеет представление об основных современных стиховедческих методах.
  • Имеет представления об истории возникновения фламандской, голландской и английской силлабо-тоники.
  • Оперирует основными понятиями, связанными с историей европейской верификации (квантитативная метрика, тоника, силлабо-тоника, силлабика, фоника, твердая форма, неклассические формы стиха).
  • Ориентируется в ключевых понятиях современного стиховедения, специализированных изданиях, направлениях науки о стихе
  • Понимает предмет, направления, понятий аппарат, понимает полидсциплинарность стиховедения. Ориентируется в основных понятиях, специализированных изданиях, направлениях науки.
  • Умеет анализировать русские стиховые формы в историко-литературной и кросс-культурной перспективах.
  • Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в сравнительных исследованиях.
  • Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в стиховедческих исследованиях.
  • Имеет представление о становлении славянской силлабики, тоники и силлабо-тоники
  • Имеет представление об истории возникновения метрики, о методах исторического стиховедения; понимает, как возникли ранние образцы античного стихосложения (основные гипотезы), как устроен квантитативный стих
  • Владеет основными гипотезами о возникновении и развитии германской тоники в английской, немецкой и скандинавской поэзии, понимает, что такое аллитерационный стих.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стиховедение как современная научная дисциплина
  • Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы. Квантитативная метрика
  • Новая силлабика. Романское стихосложение. Рифма и возникновение твердых форм
  • Германский тонический стих. Аллитерационная рифма
  • Силлабо-тоническая реформа в Англии и в Нидерландах. Новые образцы твердых форм. Английский сонет.
  • Немецкая силлабо-тоника
  • Славянский стих. Русская силлабика и силлабо-тоника
  • Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха
  • Стиховедческие методы и практики
  • Современные компьютерные методы исследования стихотворной речи. Работа с корпусами текстов на разных языках
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. Доклад не должен занимать более 7-10 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с разделами курса и с теоретическими трудами, обсуждавшимися в ходе курса.Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Во время подготовки к ответу по билету студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.3 * Доклад + 0.1 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Правила пиитические о стихотворении российском и латинском : Электронная репродукция / : Издательские архивы, 1790. — 181 с. — URL: https://book.ru/book/913396 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Азаренков Антон Александрович
  • Духанина Алена Владимировна