We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inroduction to the Philosophy of Language

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Rogonyan, Garris

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты получат возможность узнать, почему именно внимание к языку доминирует в гуманитарных науках с начала XX века и до настоящего времени. Речь в курсе пойдет о таких философских понятиях, как значение и референция языковых выражений, условия истинности, пропозициональные установки, перформативы, интерпретация, возможные миры, индексикалы, метафора, речевые акты и т.д. Студенты познакомятся с идеями не только признанных классиков философии языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. О. Куайн и др.), но и современных философов (Х. Патнем, Д. Льюис, С. Крипке, Д. Дэвидсон, М. Даммит, Д. Каплан, Р. Брэндом и др.). Особое внимание в курсе будет уделено проблеме фикционального дискурса (т.е. онтологическому статусу литературных произведений и референции вымышленных имен). Кроме того, в курсе будет рассмотрена и относительно новая для современной философии языка проблема – значение прозвищ и оскорблений, которые сложно объяснить с помощью теории речевых актов. Наконец, в курсе будет рассмотрена проблема контекстуальной зависимости коммуникации между людьми (что изменяется, а что остается неизменным в наших высказываниях в самых разных контекстах). Благодаря этому курсу студенты овладеют новыми инструментами анализа, которые они смогут применить в области лингвистики и филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с главными проблемами современной философии языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает о различных способах применения семантической концепции истины, знает о том, что такое композициональность и рекурсивность, умеет применять паратактический подход к анализу пропозициональных установок, может сформулировать основную суть метода радикальной интерпретации.
  • Студент знает о том, как связаны между собой каузальная теория рефренции и семантический экстернализм, может сформулировать основную суть парадокса следования правилу и его возможных разрешений, разбирается в основных положениях семантики возможных миров, а также знаком с применением теории индексикалов.
  • Студент знает об основных идеях в философии языка Г. Фреге и Б. Рассела, а также о проблемах и возражениях, с которыми они столкнулись.
  • Студент знает об основных принципах наивной семантики, знает об основных положениях формальной логики (единичные термины, предикаты, суждения и т.д.), может сформулировать различие между когнитивным и экспрессивным значением.
  • Студент знает об основных различиях между двумя версиями теории речевых актов, умеет применять понятия импликатуры и квазисемантических высказываний. Студент знаком с основными философскими теориями метафоры.
  • Студент имеет общее представление о дискуссии между контекстуализмом и минимализмом в современной философии языка, о различных решениях проблемы вымышленных объектов, а также об особом функционировании прозвищ и оскорблений в языке.
  • Студент имеет общее представление о раннем периоде в философии языка Л. Витгенштейна, а также об основных идеях представителей Венского кружка. Студент имеет представление об основных идеях позднего периода в философии Л. Витгенштейна (понятие языковых игр, следования правилу, форм жизни и др.).
  • Студент может сформулировать основные положения критической установки У. Куайна по отношению к классической семантике, а также основную суть концепций радикального перевода и онтологической относительности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЛОГИКА И НАИВНАЯ СЕМАНТИКА
  • КЛАССИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
  • СЕМАНТИКА БЕЗ ТЕОРИИ
  • ПРАГМАТИКА
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (У. Куайн)
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (Д. Дэвидсон)
  • ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
  • НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fennell, J. (2019). A Critical Introduction to the Philosophy of Language : Central Themes From Locke to Wittgenstein. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2031304
  • Lycan, W. G. (2019). Philosophy of Language : A Contemporary Introduction (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878843
  • Логика и логическая семантика, Фреге, Г., 2015
  • Макеева Л. Б. - Язык, онтология и реализм - 978-5-7598-0802-2 - Москва: ВШЭ - 2011 - 340636 - https://ibooks.ru/bookshelf/340636/reading - iBOOKS
  • Язык, онтология и реализм, Макеева, Л.Б., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hale, B., & Wright, C. (2000). A Companion to the Philosophy of Language. John Wiley and Sons, Inc.
  • McGinn, C. (2015). Philosophy of Language : The Classics Explained. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=956432
  • Miller, A. (2018). Philosophy of Language (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1693064
  • Russell, G., & Fara, D. G. (2011). Routledge Companion to Philosophy of Language. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479847
  • Sourcebook in the History of Philosophy of Language. Ed. by Margaret Cameron, Benjamin Hill, Robert J. Staintons. Springer: Cham.

Авторы

  • Рогонян Гаррис Сергеевич
  • Цветкова Екатерина Андреевна