We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar «A Practical Introduction to Linguistic Diversity»

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного НИСа студенты знакомятся с грамматическим устройством нескольких крупных, но, тем не менее, не столь хорошо знакомых языков Европы и Азии (турецкий, японский и др.), как на основе теоретических грамматик, так и параллельно путем использования современных мобильных приложений. Будет сделан фокус на необычных грамматических чертах этих языков в сравнении с русским и более знакомыми для студентов иностранными языками. Курс построен на устных презентациях студентов о различных аспектах грамматической системы выбранных языков на основе предложенных материалов. Одной из составляющих курса также является выполнение студентами практических упражнений по отдельным грамматическим темам. Курс будет полезен студентам, планирующим в будущем заниматься грамматической теорией и типологией, а также может служить более углубленным дополнением к вводным лингвистическим курсам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Более детально, чем это обычно позволяют общие лингвистические курсы, познакомить студентов с непривычными с точки зрения «европоцентристского» взгляда явлениями грамматики
  • На практических примерах познакомить студентов со структурно-типологическим взглядом на язык как на систему особым образом устроенных грамматических подсистем (в противопоставлении с «практическим» подходом, где усвоение грамматики происходит атомарно, без сравнения с другими языками и параллельно с усвоением лексики)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты умеют пользоваться дескриптивными грамматиками, находить в них нужный раздел, ознакомливаться с требуемой информацией и излагать ее в рамках устного выступления или научного текста
  • Студенты знакомы с важнейшими явлениями в области лингвистической типологии (такими как дифференцированное маркирование объекта, каузатив, топик, изафетная конструкция и др.), способны их идентифицировать в конкретном языке и анализировать их специфические для данного языка свойства
  • Студенты имеют общее представление об устройстве грамматических систем рассматриваемых языков (турецкого, японского и т. д.) и готовы к более глубокому освоению отдельных грамматических тем в данных языках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Турецкий язык.
  • Раздел 2. Японский язык.
  • Раздел 3. Иврит.
  • Раздел 4. Язык X (будет определен в течение курса голосованием из предложенных на выбор)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент подготовить как минимум одну презентацию по заданной грамматической теме на 15-20 минут в программе PowerPoint или аналогичной. Презентации могут делаться индивидуально или в паре. Презентации делаются на основе материалов, назначенных преподавателем; могут также привлекаться дополнительные ресурсы. Обязательно использование иллюстративных примеров. Докладчик должен взаимодействовать с аудиторией, проверяя понимание с помощью вопросов и небольших заданий.
  • неблокирующий Домашние задания
    Студенты выполняют небольшие грамматические упражнения по пройденным темам с опорой на презентацию. В первую очередь, оценивается самостоятельная попытка выполнения упражнений без привлечения онлайн-переводчиков и других вспомогательных средств.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа предполагает исследование грамматического раздела, не вошедшего в основной курс, на основе предложенных грамматик. Приветствуется сравнительный аспект, подбор дополнительных источников (научных статей и монографий). Тема согласуется с преподавателем или выбирается из предложенных. Объем работы — 7–10 страниц (12 кегль, 1.5 междустрочный интервал).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Домашние задания + 0.2 * Презентация + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arslan, A. (2016). Effect of Jigsaw I Technique on Teaching Turkish Grammar. Educational Research and Reviews, 11(8), 635–641. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1098205
  • Haruhiko Kindaichi. (2011). Japanese Language : Learn the Fascinating History and Evolution of the Language Along With Many Useful Japanese Grammar Points. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567158
  • Турецкий язык. Начальный курс : учебное пособие / В. Г. Гузев, О. Дениз-Йылмаз, Х. Махмудов-Хаджиоглу, Л. М. Ульмезова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 265 с. — ISBN 978-5-9925-1357-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164308 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McGloin, N. H. (2014). Modern Japanese Grammar : A Practical Guide. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1481124

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Князев Михаил Юрьевич