We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Roman Literature (Readings in the Original)

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor


Shmarakov, Roman

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с реалиями римской культуры. В ходе занятий студенты знакомятся с понятийным аппаратом фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка; основами стихосложения и навыками чтения стихотворного и прозаического текста; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке; а также формируют навык использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием реалий римской культуры, основ латинской версификации, навыками чтения оригинальных текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа произведений Вергилия. Понимает, в чем их сущностное отличие от работ других авторов и способен к художественному переводу.
  • Студент знает историю возникновения жанра диалога в римской литературе, понимает его особенности. Ориентируется в работах Тацита.
  • Студент знает, что такое архаизирующий стиль, понимает место Саллюстия в этапах римской историографии, имеет навык перевода текста.
  • Студент знает, что такое вторая софистика. Ориентируется в основных представителях данного направления.
  • Студент имеет представление о месте Цезаря в римской и мировой литературе, способен к переводу и анализу текста.
  • Студент имеет представление о римской элегии и знает её основных представителей. Студент получает навыки художественного перевода.
  • Студент имеет целостное представление об эпиках флавианской эпохи и способен художественно переводить фрагменты текстов.
  • Студент ознакомлен с возникновением и особенностями эпистолярного жанра в литературе
  • Студент ознакомлен с историей римского ораторства и знает основных представителей, а также их наиболее значимые работы и способен к художественному переводу текста.
  • Студент ориентируется в основных работах Овидия и способен к переводу его фрагментов.
  • Студент ориентируется в работах основных представителей поздней римской поэзии
  • Студент ориентируется в работах Сенеки и Лукана, понимает, в чем специфика произведений каждого автора, способен к художественному переводу текста.
  • Студент ориентируется в трактатах Петрония и способен художественно перевести отрывок "Сатирикона".
  • Студент осведомлен о влиянии Горация на римскую литературу, умеет различать эподы, оды и послания; студент знает, что такое алкеева строфа и сапфическая строфа и умеет отличать их.
  • Студент осведомлен о жанрах и стилях александрийской поэзии и имеет навык художественного перевода.
  • Студент понимает жанровое своеобразие Светония
  • Студент понимает место Тита Ливия в римской литературе, способен к художественному переводу.
  • Студент понимает особенности влияния произведений Курция Руфа на европейскую литературу
  • Студент понимает особенности жанра эпиграммы, а также знает основных представителей римской литературы, работавших в этом жанре. Студент способен к переводу текстов.
  • Студент понимает особенности римской сатиры и обладает навыком её перевода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства.
  • Катулл, биографические сведения.
  • Цезарь.
  • Саллюстий.
  • Вергилий.
  • Гораций.
  • Тит Ливий.
  • Римская элегия, общие сведения.
  • Римская сатира.
  • Овидий.
  • Сенека и Лукан.
  • Петроний.
  • Эпики флавианской эпохи.
  • Жанр эпиграммы.
  • Светоний.
  • Курций Руф, «История Александра».
  • Тацит.
  • Эпистолярный жанр в римской литературе.
  • Вторая софистика.
  • Поздняя римская поэзия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится письменно в аудитории. Время выполнения – 20 минут. Итог контрольной работы предполагает проверку, как студент владеет подлежащей контролю грамматикой/лексикой. Пользоваться словарем разрешается.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться только словарем.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одного текста. С текстами студенты знакомятся заранее, они направляются студентам по электронной почте.
  • неблокирующий Экзамен (2 модуль)
    Внеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен (2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа + 0.125 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Презентация + 0.125 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benjamin Hall Kennedy. (1850). Palæstra Latina; or, A second Latin reading-book, adapted to the Elementary Latin grammar, by B.H. Kennedy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069379876
  • Подосинов, А. В. Латинско-русский словарь : словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. — 7-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1304-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Шмараков Роман Львович