We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Verse and Prose in the Context of Digital Humanities"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors


Азаренков Антон Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует особенности разных родственных поэтических систем, может изучать их типологию по текстовым параметрам.
  • Владеет методами компьютерной обработки метрически организованных текстов.
  • Владеет методами реконструктивного моделирования стихосложения. Может строить собственные модели на основе имеющихся алгоритмов.
  • Владеет понятийным аппаратом стиховедения, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета.
  • Выделяет особенности стихотворной речи на фоне прозы.
  • Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
  • Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
  • Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
  • Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
  • Характеризует основные современные направления в стиховедении и различные методики анализа текста в разных литературных традициях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
  • Структура стихотворной речи
  • Современные направления в метрике и методы анализа
  • Компьютерное стиховедение и Digital Humanities
  • Работа с поэтическими корпусами
  • Ритмика стиха по статистическим параметрам
  • Ритмические формы и профили ударности
  • Связь ритмики и семантики
  • Типология родственных поэтических систем на разных языках
  • Компьютерное моделирование метрически организованных текстов и цифровые технологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Устный доклад
    Каждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Правила пиитические о стихотворении российском и латинском : Электронная репродукция / : Издательские архивы, 1790. — 181 с. — URL: https://book.ru/book/913396 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Азаренков Антон Александрович
  • Казарцев Евгений Вячеславович
  • Духанина Алена Владимировна