We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Morphosyntactic Structure of Russian Language

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor


Герасимов Дмитрий Валентинович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса слушатели получают представления о типологической специфике русского языка, работают с демонстрациями на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов; приобретают навык использования корпусов текстов и других лингвистических ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка
  • Ознакомление слушателей с современным состоянием теоретической русистики и с существующими подходами к анализу основных явлений морфосинтаксиса русского языка;
  • Получение слушателями представления о типологической специфике русского языка
  • Демонстрация на материале русского языка современных теоретических и методологических подходов
  • Приобретение слушателями навыков пользования корпусами текстов и другими лингвистическими ресурсами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской глагольной системы и категориями русского глагола, знает основные понятия и актуальные проблемы русской и славянской аспектологии.
  • Студент(ка) знает основные подходы к выделению частей речи в языках мира, критерии выделения частей речи в русском языке, инвентарь русских частей речи в рамках наиболее распространённых подходов, основные лексико-грамматические разряды открытых классов слов, умеет применять различные теоретические и методологические подходы для анализа морфосинтаксиса русских прилагательных, предикативов, предлогов.
  • Студент(ка) знает основные понятия, связанные с полипредикацией и финитностью, различает основные синтаксические типы зависимых клауз, умеет применять к материалу русского языка критерии различения сочинения и подчинения.
  • Студент(ка) знает основные понятия, факты и проблемы, касающиеся морфосинтаксиса клаузы в русском языке, в частности, порядка слов, отрицания, падежного маркирования аргументов, неглагольной предикации; имеет представление о факторах, влияющих на выбор падежа в именных предикатах, использование связки, употребление кратких форм прилагательных
  • Студент(ка) знаком(а) с общей организацией русской именной системы и категориями русского имени, знает основные подходы к выделению согласовательных классов существительных, состав русской падежной системы в рамках различных подходов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Части речи.
  • Глагольная морфология
  • Именная морфология
  • Клауза
  • Полипредикация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательская работа
    Представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится устно по билетам. Студенту требуется ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Исследовательская работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие/ Е.В. Шейко, А.Ф. Пантелеев. - 2-е изд.— Москва :РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 216 с. - (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/1760-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/958999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей (Материалы к транспозиционной грамматике русского языка): монография/В.В.Шигуров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-103120-9 (online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/511395
  • Прономинализация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи: теория транспозиц..: Моногр./В.В.Шигуров, 2 изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-010968-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/507769
  • Ситдикова Ф.Б., Сафина Д.Р., & Мельникова О.К. (n.d.). Имплицитное отрицание и способы его передачи в высказываниях диалога (на материале татарского языка). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fimplitsitnoe-otritsanie-i-sposoby-ego-peredachi-v-vyskazyvaniyah-dialoga-na-materiale-tatarskogo-yazyka

Авторы

  • Герасимов Дмитрий Валентинович
  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Холодилова Мария Александровна