• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Quantitative and Qualitative Methods of Literary Text Analysis

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Agafonova, Yana


Bresler, Dmitry

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению ключевых текстов русской литературы с применением литературоведческих и лингвистических подходов. В ходе первой части курса студенты знакомятся с основными понятиями и методами филологического анализа текста, базовыми понятиями анализа, нарратологической теории. Во второй части рассматриваются подходы к автоматическому и квантитативному (статистическому) анализу текста, задачи и методы стилеметрии, методы анализа лексических особенностей текстов, построение частотных словарей, автоматический анализ динамики текста, изучаются компьютерные программы, позволяющие производить автоматический анализ текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа в цифровую эпоху на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XXI веков.
  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
  • Знакомство студентов с методами компьютерного анализа художественного текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует лексические особенности текста, разрабатывает частотный словарь и конкорданс.
  • Студент выявляет особенности фабулы и сюжета литературного текста
  • Студент использует методы автоматического анализа структуры текста
  • Студент различает основные направления автоматического анализа художественного текста
  • Студент анализирует и систематизирует типы повествования
  • Студент анализирует структуру литературного персонажа текста в рамках установленных требований
  • Студент выявляет пространственно-временную структуру текста
  • Студент использует основные методы стилеметрии.
  • Студент рассматривает литературный текст с точки зрения его системных характеристик
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа и особенности литературного текста.
  • Внутренний мир произведения. Понятие хронотопа.
  • Персонаж
  • Фабула-сюжет-мотив.
  • Понятие «точки зрения». Формы повествования.
  • Возможности компьютерного анализа литературных текстов.
  • Лексические особенности текста. Частотные словари.
  • Подходы и методы стилеметрии.
  • Методы автоматического анализа структуры и динамики текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий.
  • неблокирующий Практическая работа № 1
    Выполняется письменно в компьютерном классе. Работа с литературным корпусом CLIC Dickens - (открытый ресурс) (если специально не оговорено, определяем для всего текста/subsets). Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Практическая работа № 2
    Цель работы — оценить навыки студентов в использовании корпусного менеджера AntConc. Выполняется письменно в компьютерном классе. Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 90 минут.
  • неблокирующий Контрольная экзаменационная работа
    Контрольная экзаменационная работа во 2-м модуле выполняется письменно, внеаудиторно, на компьютере, с использованием программ обработки текстовых данных. Работа выполняется студентами на разных текстах, при сдаче идентичных работ разными студентами, все такие работы оцениваются как 0. Плагиат оценивается как 0.
  • неблокирующий Проверочная работа
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 45 минут в ходе аудиторной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.4 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Практическая работа № 1 + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Практическая работа № 2
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.6 * Контрольная экзаменационная работа + 0.2 * Проверочная работа + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 260 с. - ISBN 978-5-7638-1932-8.
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lappin, S., Fox, C., & Clark, A. (2010). The Handbook of Computational Linguistics and Natural Language Processing. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=330500
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • Сабиржанов Равшан Анварович. (n.d.). Компьютерная Лингвистика Как Наука Автоматической Обработки Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkompyuternaya-lingvistika-kak-nauka-avtomaticheskoy-obrabotki-informatsii