We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Transnational Writing in XX-XXI Centuries: Conceptions, Texts, Discourses

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors


Рубинс Мария Олеговна

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса «Транснациональная литература XX-XXI веков: концепции, тексты, дискурсы» является феномен транснациональности в литературе. Беспрецедентные катаклизмы последнего столетия, связанные с ними массовые миграции и прогрессирующая диаспоризация повлияли и на создание новых моделей литературного письма, отличающегося высокой степенью гибридности. Как тексты, созданные между несколькими национальными традициями, языками и культурными кодами, изменяют привычные представления о национальном каноне? Каковы формулы самоидентификации писателей-билингвов? В какой степени они выполняют роль культуртрегеров между родиной и новой страной проживания? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в компаративистском и междисциплинарном аспекте на материале произведений Владимира Набокова, Гайто Газданова, Георгия Иванова, Ирины Одоевцевой, Ирен Немировски, Давида Гроссмана, Гассана Канафани, Дины Рубиной, Алекса Тарна и др. авторов. Современные подходы к изучению транснациональной литературы будут продемонстрированы с привлечением широкого концептуального материала, включая транснациональную теорию литературы, диаспоральные и постколониальные исследования, работы по билингвальному творчеству и мировой литературе и исследования Холокоста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с теорией и практикой транснациональной литературы; освоение базового понятийного аппарата, применяющегося при анализе текстов, созданных на пересечении разных культурных и лингвистических традиций, а также геополитических и идеологических дискурсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет пониманием основ транснациональной теорией литературы и способен дискутировать на данную тему.
  • Студент владеет пониманием основ постколониальных, диаспоральных и билингвальных подходов к изучению вербального творчества и способен рассуждать на эти темы в устной и письменной форме.
  • Студент владеет основным концептуальным лексиконом исследований памяти и «постпамяти» (термин М. Хирш).
  • Студент знаком с основными этапами эволюции темы Холокоста в израильской литературе, а также со спецификой преломления этой темы в произведениях арабских и русскоязычных авторов ближневосточного региона, и может проиллюстрировать разные интерпретации Холокоста конкретными литературными примерами.
  • Студент знаком с литературой русской диаспоры межвоенных десятилетий и способен ее анализировать в контексте транснационального модернизма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Транснациональная литература: вводное занятие.
  • Метрополия как локус анонимности и отчуждения.
  • Литература ардеко.
  • Холокост в израильской литературе на иврите, арабском и русском языке: кросскультурные и геополитические контексты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем либо тема предлагается самими студентом по согласованию с преподавателем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Эссе + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anderson, B. R. O. (2006). Imagined Communities : Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694834

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Прочтение Набокова : изыскания и материалы, Бабиков, А. А., 2019

Авторы

  • Токарев Дмитрий Викторович
  • Рубинс Мария Олеговна
  • Цветкова Екатерина Андреевна