We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Visual in literature: the Problems of Intermedial Analysis"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение форм репрезентации визуального в художественном тектсе предполагает обсуждение проблемы взаимопереводимости художественных языков, рассмотрение приемов визуализации и их нарративных функций, анализ видов экфрастических описаний в русской и зарубежной литературе, постановку и исследование таких проблем, как условная статичность объектов «пространственного искусства» (живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии) и динамизм их вербальной, в основе своей линеарной транспозиции, соотношение нарративных и дескриптивных секвенций внутри текста, феномен «пунктирности» или же незавершенности экфрастического описания, реальный и вымышленный экфрасис.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с проблематикой соотношения визуальных и вербальных знаков дать представление о способах репрезентации визуального в русской и европейской поэзии и прозе XIX-XXвеков
  • Сформировать навыки анализа экфрастических описаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о проблемах вербальной репрезентации фотографии.
  • Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
  • Имеет представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
  • Имеет представление о четырех уровнях восприятия. Понимает свойства восприятия, гештальта. Имеет представление о формах репрезентации визуального в тексте. Понимает дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса
  • Понимает различие между индексом, иконой и символом, способен классифицировать портреты. Владеет пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики.
  • Способен охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимает исторические, социальные и культурные различия между ними.
  • Владеет пониманием проблематики репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Имеет представление о метафизике и эстетике нефигуративного изображения.
  • Понимает трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского.
  • Понимает, что такое «поэтика художественной неудачи».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов.
  • Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя.
  • «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики.
  • Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского.
  • Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
  • Поэтика художественной неудачи
  • Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде.
  • Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Объем эссе – не менее 8 тысяч знаков (с пробелами. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре подразумевает контроль посещаемости, а также предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем (вопроса), соответствующих темам лекционных занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Презентация + 0.4 * Эссе + 0.4 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336

Авторы

  • Токарев Дмитрий Викторович
  • Духанина Алена Владимировна