We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cultural Semiotics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructors


Zenkin, Sergey

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов филологов с семиотикой – наукой о знаках - и её основными представителями, теоретиками и практиками (Р. Барт, Тартуская школа семиотики). Курс предлагает введение в проблематику знака и знаковых систем, обсуждая проблемы коннотации и денотации, а также представления об естественном языке в широкой перспективе систем знаковой деятельности. Курс также затрагивает проблемы мимесиса и семиозиса в рамках знаковых систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам теоретическое понятие о семиотике как этике коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает различные виды знаков и умеет аргументированно обосновать определение знака в осмыслении Соссюра, владеет основной терминологией и теоретическими знаниями.
  • Студент обладает знаниями о соотношениях коммуникации и знаков, студент имеет представление о конструировании знака и способен разотождествить знаки и сигналы, а также знаки индивидуального опыта и институциональные знаки.
  • Студент овладевает представлениями о двойном процессе означивания, а также специфике языкового высказывания в его соотнесённости с художественной функцией. Студент способен сформулировать теоретическое и практическое видение проблемы.
  • Студент получает представление о специфике семиозиса и о системе кодов в повествовательном тексте. Студент овладевает терминологией, требуемой для глубокого теоретического осмысления постулированных проблем знакопорождения.
  • Студент способен осмыслять многоуровневые знаковые конструкции, студент понимает различия между денотацией и коннотацией, а также способен видеть практические импликации в современном мире.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация и знаки
  • Конструирование понятия знака
  • Вторичные процессы смыслообразования
  • Естественный язык в системе знаковой деятельности
  • Многокодовая структура культуры и художественного текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Работа на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lotman, I. M., Clark, W., & Grishakova, M. (2009). Culture and Explosion. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=302897
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576

Авторы

  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Цветкова Екатерина Андреевна