We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Psycholinguistics"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Чернова Дарья Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с теоретическими подходами к изучению индивидуальной языковой системы носителя языка, формированию некоторых практических навыков планирования, подготовки и проведения экспериментального лингвистического исследования. В курсе будут рассмотрены некоторые аспекты порождения и восприятия речи, закономерности усвоения родного и иностранного языка, клинические исследования нарушений речи. Освоение дисциплины будет способствовать формированию таких компетенций, как способность вести исследовательскую деятельность, способность работать с информацией, способность создавать тексты различных типов для научно-исследовательских целей, способность применять в научно-исследовательской деятельности полученные знания в области теории русского языка, способность участвовать в научных дискуссиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными методиками экспериментальных исследований в области психолингвистики – науки о психических и нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих речевую деятельность человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение онтогенеза речи.
  • Студент владеет навыком планирования психолингвистического эксперимента, направленного на изучение механизмов чтения.
  • Студент владеет навыком планирования эксперимента, направленного на исследование синтаксического анализа предложения при восприятии речи.
  • Студент знаком с нейробиологическими основами речи, имеет представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
  • Студент знаком с психолингвистическими механизмами усвоения иностранного языка (иностранных языков).
  • Студент имеет навык планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение процессов распада речи и представление о методиках диагностирования и реабилитации речевых нарушений.
  • Студент имеет представление о психолингвистических методиках исследования механизмов речепорождения.
  • Студент имеет представление о психолингвистических механизмах билингвизма, владеет навыком планирования психолингвистического исследования, направленного на изучение этих механизмов.
  • Студент умеет планировать психолингвистический эксперимент, направленный на изучение структуры ментального лексикона.
  • Студент формулирует представления о задачах и методах психолингвистики, знаком со структурой психолингвистического эксперимента
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психолингвистику.
  • Ментального лексикон
  • Синтаксический анализ предложения при восприятии речи
  • Восприятие связного текста
  • Экспериментальные исследования порождения речи.
  • Онтолингвистика.
  • Билингвизм
  • Усвоение иностранного языка.
  • Клиническая лингвистика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы
    Проводятся письменно в аудитории по вариантам. На выполнение дается 15-20 минут. Пользоваться материалами курса не разрешается
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется письменно в аудитории. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения экзаменационного задания – 90 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Письменные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294
  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00480-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433566 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Helen E Moss, Lorraine K Tyler, & Kirsten I Taylor. (n.d.). Chapter for Oxford Handbook of Psycholinguistics Address for Correspondence. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CFA1A44
  • Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A

Авторы

  • Чернова Дарья Алексеевна
  • Цветкова Екатерина Андреевна